Курение — чудовище, созданное человеком. // ж-л «Здоровье мира» (ВОЗ), июнь 1979

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 13   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32 

,4 V

ризующийся суетливостью и неуравновешенным поведением в классе; он ассоциируется с неумением сосредоточиться и плохой успеваемостью. Но далеко не все дети с повышенной активностью страдают расстройствами поведения, и не у всех у них имеются повреждения мозга. И наоборот, далеко не все дети с такими повреждениями отличаются повышенной активностью; на практике многие дети с повышенной активностью проявляют высокий интеллект. Как это ни парадоксально, наибольший эффект в регулировании поведения детей с повышенной активностью дает применение стимуляторов центральной нервной системы, например метилфенилата и декстроамфетамина. Правда, в этих случаях требуются бблыние дозы, чем для повышения успеваемости, и, что еще более важно, отдаленные последствия употребления стимуляторов подрастающими детьми пока мало изучены. В связи с этим встает вопрос о наиболее рациональном и правильном применении этих препаратов в качестве лекарственных средств. Хотя повышенная активность обычно проявляется только в детском возрасте, судя по последним данным, она может сохраняться и в ранней молодости, приводя к серьезным психическим расстройствам. Действительно, еще в 1944 году было отмечено, что у взрослых людей с психопатиями, принимавших амфетамины, наблюдались агрессивность, неуравновешенность, злобность и даже антиобщественное поведение.

Выделение детей с повышенной активностью всегда основывалось

Вверху: культивирование опийного мака в Юго-Восточной Азии. Справа: из головки мака выделяется сок — источник опиума, героина и морфия.

Вверху справа: злоупотребляющие героином подростки вводят себе наркотик прямо на одной из лондонских улиц.

на очень «мягких» критериях, редко используемых при постановке диагнозов. Так, было признано, что для постановки окончательного диагноза необходима оценка психометрических показателей, данных о физическом и умственном развитии, успеваемости и даже данных социологического характера. Но поскольку одни врачи не в состоянии охватить все эти аспекты, во многих центрах здравоохранения были созданы многопрофильные бригады для установления связи между медицинскими и образовательными аспектами.

В результате постепенно начинает складываться единое мнение о том, что нужно предпринимать в случаях повышенной активности. Для иллюстрации эффективности такого подхода рассмотрим проблему жестокого обращения с детьми. Веками врачи просто лечили у детей переломы, ожоги и внутричерепные кровоизлияния. Теперь эта проблема повсюду рассматривается как совокупность социальных и медицинских факторов, последствия которых выходят далеко за рамки самой травмы. Это верно и в отношении детей со слабо выраженной дисфункцией мозга и плохо успевающих. У этих детей возникают серьезные расстройства поведения, частота которых, по

1

12

имеющимся данным, составляет 10—15% при соотношении их у мальчиков и девочек 6:1. Однако вызывает тревогу тот факт, что, по данным обследований, в США половина матерей 6—8-летних мальчиков считает своих детей повышенно активными, а в Англии 35% матерей 9—11-летних мальчиков считает их ненормально беспокойными. Иногда детям разрешают посещать школу только при условии, что они будут принимать назначенные им препараты, регулирующие поведение, хотя все чаще наблюдаются такие случаи, когда агрессивность в той или иной ее форме и антиобщественное поведение уходят своими корнями в неблогополучную обстановку дома и в недостаточное понимание в семье; в свете этих наблюдений целесообразность и оправданность применения лекарственных средств для регулирования поведения ребенка вызывают серьезное сомнение. Когда с помощью усовершенствованных методов диагностики и лечения мы сможем составить лучшую классификацию причин расстройства поведения, возможно, границы наших знаний о неуспеваемости расширятся и мы сумеем более правильно регулировать и прогнозировать поведение многих детей с умственными недостатками.

Причины злоупотребления детьми лекарственными наркотическими средствами столь же сложны, как и мозаика эмоциональных факторов и факторов среды, формирующих личность ребенка. Дело не в самом этом явлении, оно служит симптомом более сложных проблем, особенно острых для ребенка,

пытающегося приспособиться к своему окружению и нуждающегося в любви, понимании и эмоциональной поддержке. Не встречая их, он может искать утешения в наркотиках.

К сожалению, наркотики не лечат, а калечат, препятствуя нормальному развитию ребенка и превращению его в полноценного и ответственного члена общества; потребление детьми наркотиков тем более опасно, что они не делают различия между слабыми и сильными наркотиками. По самым скромным подсчетам общее число детей, потребляющих наркотики, в Европе и ряде восточных стран выражается шестизначной цифрой. С каждый годом положение ухудшается, и, хотя в этих регионах мира юные потребители наркотиков — выходцы из самой различной социальной среды, есть общие факторы, определяющие картину и тенденции в злоупотреблении наркотиками, и, по-видимому, это отсутствие подлинного интереса со стороны родителей, недисциплинированность, стремление подражать товарищам и плохая успеваемость в школе.

Из всех тем, обсуждаемых в связи с Международным днем ребенка, тема «дети и наркотики» наиболее тесно переплетена с различными аспектами проблемы прав ребенка и опасных последствий лишения детей их прав. В городах промышленно развитых и развивающихся стран дети увлекаются наркотиками вследствие недостатка площадок для игр и мест отдыха, отсутствия программ общественного воспитания и творческого развития детей, а также вслед

ствие того, что ни в домашней обстановке, ни в своем окружении они не могут удовлетворить свой потребность в любви, понимании, поощрении, поддержке, дружбе и укреплении чувства собственного достоинства. Поистине такие дети — самые обездоленные в мире. Каждый ребенок имеет право на нормальное жилье, на заботу и уход до и после рождения, на медицинское обслуживание, на игры, отдых, образование и полноценное питание, на родину, свободу и чувство собственного достоинства, на защиту от дискриминации, насильственного труда и всех форм пренебрежения, жестокости и эксплуатации и на свободу от наркотиков.

Никогда и нигде мы не должны забывать о том, что мы в ответе за всех детей в мире. Их нельзя предоставлять самим себе; им необходима помощь и поддержка международной общественности, чтобы они смогли продолжить созидание лучшего мира и построение основ более достойного будущего, свободного от разрушающих здоровье и личность наркотиков. Мы должны сделать все, что в наших силах, чтобы дать им такую возможность. Свобода от наркотиков и лекарственной зависимости может быть обеспечена лишь сплоченными и целенаправленными усилиями всей международной общественности и при заинтересованном участии представителей всех слоев общества. Достижение этой цели не должно зависеть от идеологических и политических разногласий и корыстных интересов. Ни одна страна или регион не в состоянии решить эту задачу только собственными силами. ■

13



Hosted by uCoz