Курение — чудовище, созданное человеком. // ж-л «Здоровье мира» (ВОЗ), июнь 1979

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 12   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32 

,4 V

ризующийся суетливостью и неуравновешенным поведением в классе; он ассоциируется с неумением сосредоточиться и плохой успеваемостью. Но далеко не все дети с повышенной активностью страдают расстройствами поведения, и не у всех у них имеются повреждения мозга. И наоборот, далеко не все дети с такими повреждениями отличаются повышенной активностью; на практике многие дети с повышенной активностью проявляют высокий интеллект. Как это ни парадоксально, наибольший эффект в регулировании поведения детей с повышенной активностью дает применение стимуляторов центральной нервной системы, например метилфенилата и декстроамфетамина. Правда, в этих случаях требуются бблыние дозы, чем для повышения успеваемости, и, что еще более важно, отдаленные последствия употребления стимуляторов подрастающими детьми пока мало изучены. В связи с этим встает вопрос о наиболее рациональном и правильном применении этих препаратов в качестве лекарственных средств. Хотя повышенная активность обычно проявляется только в детском возрасте, судя по последним данным, она может сохраняться и в ранней молодости, приводя к серьезным психическим расстройствам. Действительно, еще в 1944 году было отмечено, что у взрослых людей с психопатиями, принимавших амфетамины, наблюдались агрессивность, неуравновешенность, злобность и даже антиобщественное поведение.

Выделение детей с повышенной активностью всегда основывалось

Вверху: культивирование опийного мака в Юго-Восточной Азии. Справа: из головки мака выделяется сок — источник опиума, героина и морфия.

Вверху справа: злоупотребляющие героином подростки вводят себе наркотик прямо на одной из лондонских улиц.

на очень «мягких» критериях, редко используемых при постановке диагнозов. Так, было признано, что для постановки окончательного диагноза необходима оценка психометрических показателей, данных о физическом и умственном развитии, успеваемости и даже данных социологического характера. Но поскольку одни врачи не в состоянии охватить все эти аспекты, во многих центрах здравоохранения были созданы многопрофильные бригады для установления связи между медицинскими и образовательными аспектами.

В результате постепенно начинает складываться единое мнение о том, что нужно предпринимать в случаях повышенной активности. Для иллюстрации эффективности такого подхода рассмотрим проблему жестокого обращения с детьми. Веками врачи просто лечили у детей переломы, ожоги и внутричерепные кровоизлияния. Теперь эта проблема повсюду рассматривается как совокупность социальных и медицинских факторов, последствия которых выходят далеко за рамки самой травмы. Это верно и в отношении детей со слабо выраженной дисфункцией мозга и плохо успевающих. У этих детей возникают серьезные расстройства поведения, частота которых, по

1

12



Hosted by uCoz