М.М.Беляев, С.М.Беляев Сборник задач противоалкогольного содержания. М.:1914

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 10   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47 

— ИО —

назначено заменять арифметические задачники обычного тина—оно должно служить лишь кратким к ним дополнением. По мысли составителей, наиболее рациональной явилась бы такая постановка дела, когда преподаватель, проходя какой-либо отдел арифметики, время от времени, на ряду с обычными задачами предлагал-бы ученикам задачи и из нашего сборника. Совершенно достаточно, если в неделю будут решаться две-три задачи противоалкогольного содержания. Принимая, что средняя продолжительность учебного года равняется тридцати неделям,—в год их будет решено от шестидесяти до девяноста. Мы предлагаем значительно большее количество, чтобы преподавателю было из чего выбрать наиболее яркие, по его мнению, примеры.

Прежде чем выступить со своим руководством в печати, я произвел опыт: предложил учащим некоторых начальных школ испробовать задачи нашего сборника в их педогогической практике. Неуместно было-бы сообщать здесь про оценку моего скромного труда, которая дана ему некоторыми преподавателями после такого опыта; отмечу лишь, что результаты можно считать вполне удовлетворительными как в смысле пригодности составленных задач к делу арифметического обучения, так и в смысле интереса к ним со стороны школьников.

Изложенные соображения, практика некоторых иностранных государств (Люксембург, Франция), а равно и признание пригодности моего труда для целей протнвоалко-гольного обучения со стороны московского „Кружка деятелей по борьбе со школьным алкоголизмомъобщему собранию которого он был представленъ—все это убеждает меня в том что принцип, защищаемый мной, является правильным, что арифметика, не поступаясь собственными образовательными идеалами, может сослужить хорошую службу делу противоалкогольного обучения даже и в том случае, если-бы, сверх ожидания, в программы школ было введено алкоголеведение в качестве отдельного предмета: потрясающая статистика, рисующая роль алкоголя в наших социальных недугах, может быть предлагаема здесь вниманию учащихся лишь в самом общем виде; самостоятельная же проработка этого материала на арифме-

— и —

тическнх уроках должна быть признана только желательной иг, в известном смысле, может быть даже и необходимой.

Закончу тем, с чего начал: нельзя быть достаточно наивным, чтобы думать, что решением задач противо-алкогольного содержания можно уничтожить народное пьянство; но если трезвенное просвещение в школе вообще имеет какой-нибудь смысл, то полезно, уместно и законно привлечь к этому делу и арифметику. Кстати, новейшее педогогическое направление считает целесообразным возможно больше приблизить содержание решаемых в школе задач к живой действительности. И нельзя видеть разумных оснований, почему-бы борьба с разлагающим народный организм пьянством должна из этой действительности исключаться. Напомню только еще раз, что est modus in rebus, и что количество „антиалкогольныхъ" задач по сравнению с общим количеством решаемых задач обычного типа должпо быть очень невелико.

М. М. Беляев.



Hosted by uCoz