М.М.Беляев, С.М.Беляев Сборник задач противоалкогольного содержания. М.:1914

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 6   >>>

  1  2  3  4  5  6 7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47 

жег быть пзучаемо в низшей школе главным образом как социальная статистика, за полной невозможностью—как учащимся, так, пожалуй, ии учащимъ—■ одолеть специально медицинскую иг химическую основу этой вновь нарождающейся науки. И еслп-бы удалось перенести разработку этой статистики па уроки арифметики, не нарушая, однако, этим самодовлеющих образовательных задач указанного предмета, то это было-бы крупным успехом для дела противоалкогольного просвещения. Однако, практическое осуществление этого принципа встречает столь большия затруднения, что, несомненно, только этим обстоятельством и объясняется, что наряду с относительно очень хорошими пособиями для трезвенного обучения на уроках родного языка, не может быть указано ни одного сколько-ннбудь удовлетворительного соответственного руководства по арифметике. Слабой стороной почти всех, появлявшихся в печати „противо-алкогольныхъ", задач, является прежде всего их, так сказать, индивидуальный характер. Схема почти всех их приблизительно следующая: „некто привык выпивать в день по х стаканчиков водки ценой по у копеек за стаканчик. Если-бы он бросил пить, то сколько бы он сберег от этого денег в г единиц времени “? Таким образом значение алкоголя, этого „великого убийцы“ (проф. Сикорский), как фактора многих наших социальных бедствий, совершенно не затрагивается: если этот гипотетический „некто", расставшись со своими стаканчиками, скопит столько-то сотен рублей, то все, повидимому, будет обстоять блогополучно.

Подобным же неприемлемым образом сконструированы арифметические отделы и в просмотренных мной противоалкоголышх хрестоматиях иностранных авторов.

Трудность перенесения антиалкогольной статистики па арифметические уроки обусловливается следующими причинами: ]) невозможностью предлагать учащимся действия над очепь большими числами, между тем, как например. статистика массово™ потребления алкоголя состоит как раз из цифр очепи больших и громоздкихъ— грандиозный размах отечественного алкоголизма характе-

ризуется десятизпячным числом выпиваемых ежегодно бутылок водки: 2) весьма ограниченной возможностью пользоваться дробями, в соответствии с тем, что курс математики в named начальной школе представлен почти исключительно арифметикой целых чисел. Это обстоятельство должно сказываться, конечно, на степени научной точности предлагаемых противоалкогольных задачъ—приходится округлять числа, чтобы деление производилось без остатка; 3) отсутствием в курсе начальной арифметики правила процентов, тогда как социальная статистика алкоголеведения преимущественно опирается на процентные вычисления.

Блогодаря совокупности указанных причин, составление сисолько-нибудь рационального сборника задач противо-алкогольного содержания является делом крайне трудным, однако-же, не окончательно безнадежным. В задачнике подобного рода, составленном мной в сотрудничестве с доктором С. М. Беляевым, мы пытались обойти упомянутые затруднения следующим образом:

1) при невозможности вполне обойтись без 9—ИО знач-иых чисел, мы округляли их, превращая последния 5—6 цифр в нули: в других случаях последние шесть нулей заменялись словом „миллионъ": очевидно, в подобном случае действие над десятизначпым числом приводится к действию над четырехзначным, что не представляет для учащогося никаких затруднений. С другой стороны, чтобы дать ученику сколько-нибудь реальное представление об истинном значении этих больших цифр, мы самым широким образом пользовались методом сравнений: предлагали, например, вычислить, какое расстояние займут все выпиваемые ежегодно в России бутылки водки, если их поставить в ряд одну за другою?—в результате это расстояние оказывается вчетверо большим земного экватора. Приводимое иногда возражение, будто в подобных случаях имеется объяснение ignotum per ignotum, кажется нам основанным па недоразумении: географам известно про существование „масштаба времени", и вполне удовлетворительное представление о длине экватора мы получим, вообразив ееби». что поезд, идущий без остановок по



Hosted by uCoz