М.М.Беляев, С.М.Беляев Сборник задач противоалкогольного содержания. М.:1914

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 9   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9 10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47 

оне и не столь убедительны, как задачи первого рода, однако, опыт показывает, что, предлагаемые в небольшом количестве, оне нередко с интересом решаются учениками. Некоторые из задач этого типа представляют собой как-бы крошечные рассказики; по отзывам некоторых преподавателей, оне м. б. могли-бы употребляться и на уроках предметного чтения. Научные задачи можно подразделить на следующия группы:

а) Статистическия, в которых затронуты темы: душевое и массовое потребление спиртных напитков в России; сумма пропиваемых денег; количество хлеба, которое „ портится “ на выделку алкоголя; число и рост винокуренных заводов и проч. Эти задачи, хотя в некоторых случаях и не говорят прямо о вреде алкоголизма, но несомненно, приносят большую пользу антиалкогольному просвещению, давая учащемуся понятие о грандиозной картине отечественного пьянства.

б) Социальные задачи—в них центр тяжести нашего руководства. Темы: влияние алкоголя на смертность, самоубийства, несчастные случаи, преступность, вырождение, успехи занятий в школе и т. д.

в) Трактующия об алкоголе, как яде—здесь рассматривается, например, математическая зависимость между весом тела и величиной смертельной дозы этилового спирта, найденная путем эксперимента над животными, предлагается рассчитать, во ск. бутылках различных спиртных напитков содержится эта доза и проч.

г) Смешанного характера.

Такова классификация задач нашего сборника по их внутреннему содержанию. Внешним образом задачи распределены по обычным отделам всякого арифметического задачника, так как наше руководство предназначается для употребления на уроках арифметики. Одпако-же, в предисловии для учителя мы указываем и распределение задач но их отношению к тому или иному вопросу алко-голеведения: комбинируя обе эти системы, преподаватель без труда ориентируется в употреблении сборника.

Количество решаемых „протнвоалкогольных “задачъ— в связи с изложенным выше—должно быть. конечно, весьма невелико. Поэтому наше руководство отнюдь пё пред-

— ИО —

назначено заменять арифметические задачники обычного тина—оно должно служить лишь кратким к ним дополнением. По мысли составителей, наиболее рациональной явилась бы такая постановка дела, когда преподаватель, проходя какой-либо отдел арифметики, время от времени, на ряду с обычными задачами предлагал-бы ученикам задачи и из нашего сборника. Совершенно достаточно, если в неделю будут решаться две-три задачи противоалкогольного содержания. Принимая, что средняя продолжительность учебного года равняется тридцати неделям,—в год их будет решено от шестидесяти до девяноста. Мы предлагаем значительно большее количество, чтобы преподавателю было из чего выбрать наиболее яркие, по его мнению, примеры.

Прежде чем выступить со своим руководством в печати, я произвел опыт: предложил учащим некоторых начальных школ испробовать задачи нашего сборника в их педогогической практике. Неуместно было-бы сообщать здесь про оценку моего скромного труда, которая дана ему некоторыми преподавателями после такого опыта; отмечу лишь, что результаты можно считать вполне удовлетворительными как в смысле пригодности составленных задач к делу арифметического обучения, так и в смысле интереса к ним со стороны школьников.

Изложенные соображения, практика некоторых иностранных государств (Люксембург, Франция), а равно и признание пригодности моего труда для целей протнвоалко-гольного обучения со стороны московского „Кружка деятелей по борьбе со школьным алкоголизмомъобщему собранию которого он был представленъ—все это убеждает меня в том что принцип, защищаемый мной, является правильным, что арифметика, не поступаясь собственными образовательными идеалами, может сослужить хорошую службу делу противоалкогольного обучения даже и в том случае, если-бы, сверх ожидания, в программы школ было введено алкоголеведение в качестве отдельного предмета: потрясающая статистика, рисующая роль алкоголя в наших социальных недугах, может быть предлагаема здесь вниманию учащихся лишь в самом общем виде; самостоятельная же проработка этого материала на арифме-



Hosted by uCoz