1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 | |
ризуется десятизпячным числом выпиваемых ежегодно бутылок водки: 2) весьма ограниченной возможностью пользоваться дробями, в соответствии с тем, что курс математики в named начальной школе представлен почти исключительно арифметикой целых чисел. Это обстоятельство должно сказываться, конечно, на степени научной точности предлагаемых противоалкогольных задачъ—приходится округлять числа, чтобы деление производилось без остатка; 3) отсутствием в курсе начальной арифметики правила процентов, тогда как социальная статистика алкоголеведения преимущественно опирается на процентные вычисления. Блогодаря совокупности указанных причин, составление сисолько-нибудь рационального сборника задач противо-алкогольного содержания является делом крайне трудным, однако-же, не окончательно безнадежным. В задачнике подобного рода, составленном мной в сотрудничестве с доктором С. М. Беляевым, мы пытались обойти упомянутые затруднения следующим образом: 1) при невозможности вполне обойтись без 9—ИО знач-иых чисел, мы округляли их, превращая последния 5—6 цифр в нули: в других случаях последние шесть нулей заменялись словом „миллионъ": очевидно, в подобном случае действие над десятизначпым числом приводится к действию над четырехзначным, что не представляет для учащогося никаких затруднений. С другой стороны, чтобы дать ученику сколько-нибудь реальное представление об истинном значении этих больших цифр, мы самым широким образом пользовались методом сравнений: предлагали, например, вычислить, какое расстояние займут все выпиваемые ежегодно в России бутылки водки, если их поставить в ряд одну за другою?—в результате это расстояние оказывается вчетверо большим земного экватора. Приводимое иногда возражение, будто в подобных случаях имеется объяснение ignotum per ignotum, кажется нам основанным па недоразумении: географам известно про существование „масштаба времени", и вполне удовлетворительное представление о длине экватора мы получим, вообразив ееби». что поезд, идущий без остановок по | 40 верст в час. объедет земной шар в течение 40 дней. 2) Малая возможность помещать задачи на дробные числа естественно ведет за собой некоторое умаление точности ответов в тех случаях, где числа приходится подбирать так, чтобы ответ выражался непременно числом целым. Однако, такой прием был-бы недопустим в научном труде, по отнюдь не в руководстве для элементарного обучения. Пусть ребенок узнает, что половину всех преступлений совершает водка; а будет-ли точный, процент алкогольных преступлений 49, 51 или 53—не все-лп это равно с нашей точки зрения? Да и принципиально должно сказать, что в начальном преподавании всегда и всюду сведения даются лишь в первом приближении. У) Невозможность пользоваться процентами является едва-ли не самой досадной: при процентном рассчете влияние алкоголя как фактора многих социальных бедствий выступает наиболее ярко. Однако, процентное соотношение может быть во многих случаях заменено сравнением общого количества рассматриваемых явлений (преступления) с числом явлений, представляющих производное алкоголизма (преступления в пьяном виде); очевидно, дело приводится к вычитанию, отчасти сложению и т. д. В отделе задач на вычитание можно найти много примеров задач подобного рода. Иногда же мы вводили т. сказ. замаскированные проценты, предлагая вычислить: „сколько это будет на сотню"? Наконец, считаясь с тем, что в начальной школе кое-где дается все-таки элементарнейшее понятие о процентах, мы сочли возможным выделить особый отдел и на это правило; впрочемъ', он содержит весьма малое число задач, как не велико было искушение перенести сюда центр тяжести нашего задачника. Содержание составленного нами сборника распадается на две части: 1) задачи, заимствованные из научной статистики алкоголеведения—их можно назвать научными и 2) задачи бытовые, которых очень немного (около всего числа) и которые по содержанию приближаются к ..противоалкого.иьным “ задачам старого тина. Хотя |