М.М.Беляев, С.М.Беляев Сборник задач противоалкогольного содержания. М.:1914

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 3   >>>

  1  2  3 4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47 

Предисловие для учителя.

(По докладу, читанному в Общем Собрании „Кружка деятелей по борьбе со школьным алкоголизмомъ" 21 марта 1914 г.).

0 преподавании алноголеведения на уроках арифметики в начальной школе.

Значение рационально поставленного противоалкогольного просвещения в школе вряд ли может быть кем-либо серьезно оспариваемо. Если, с одной стороны, одного его совершенно недостаточно для искоренения народного пьянства, то не менее несомненно и то, что оно должно создать ту почву, на которой только и возможна пропаганда трезвенных идей. Убедить во вреде алкоголизма безмерно легче того, кто знаком с влиянием алкоголя на преступность, вырождение и т. д., нежели воспитанного на пословицах: „пей, да дело разумей", „пьян, да уменъ— два угодья в немъ" и тому подобных перлах народной мудрости.

Поэтому вполне естественно, что многия противоалко-гольные общества среди других своих лозунгов имеют и такой девиз: алкоголеведение должно быть одним из предметов школьного обучения. И с чувством значительного удовлетворения должно признать, что, если мы не имеем еще возможности в ближайшем будущем рассчитывать йа воплощение в жизнь этого девиза полностью, то все-же за последнее время в этом отношении достигнуто очень многое: и через Госуд. Думу, и через Гос. Совет прошел уже законопроект (о борьбе с пьянством), в котором выражается пожелание о необходимости сообщать учащимся низшей передней школы, „све-

дения о вредЬ употребления спмртныч напитковъ". В силу этого поилежлщия вЬдомства—по утверждении закона Государем Императоромъ—имеют издать соответственные распоряжения по всем учебным заведениям России И насколько можно судить по тем сообщениям, которые проникли в печать, ви средней школе начатки алкоголе-ведения будут преподаваться в связи с уроками гигиены, в низшей же школе, где уроков гигиены нет, протпвоалкогольное обучение по необходимости должно будет быть вкраплено в преподавание отдельных предметов школьного обучения, на подобие того, что имеется во многих странах Западной Европы1)

Если таким образом мы получаем меньше того, на что могли-бы рассчитывать, то тем более необходимым является всестороннее использование тех относительно скромных средств и способов, которые даются нам в руки Не хитрб преподавать учение о вреде алкоголя при широкой программе, при выделении его в отдельный предмет, значительно труднее рационально сделать это при тех сравнительно скудных рессурсах, которыми мы будем располагать в школе, по утверждении упомянутого закона

И тут в первую очередь вычитается весьма важный в педогогическом отношении вопрос, каким образом возможно использовать общеобразовательные предметы школьного обучения в интересующем нас смысле, и какой характер должно носить это использование9 Прежде всего, тут можно говорить, конечно, только об использовании относительно н нельзя тенденциозно приспособлять школьные науки к проведению идей трезвости На такой скользкий путь стали некоторые трезвенные организации устроившия школы, где обучение насквозь проникнуто так сказать „антиалкогольнымъ" духом, задачи по арифметике решаются там, напр., исключительно на темы о вреде алкоголизма литературные отрывки цчя чтения на уроках русского яшка подбираются все с той же моральной сентенцией, и даже обучение чистописанию ведется по про-

Ч Си Синод <сч Церк. Веи 1914 и М)и )ле изгаи распоряжение ни >рока\ арифметики в церкоишѵь ишоиач претить )чащпчсл за дачи протипоаикогоиыиаио соиержаиип



Hosted by uCoz