1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 | |
40 верст в час. объедет земной шар в течение 40 дней. 2) Малая возможность помещать задачи на дробные числа естественно ведет за собой некоторое умаление точности ответов в тех случаях, где числа приходится подбирать так, чтобы ответ выражался непременно числом целым. Однако, такой прием был-бы недопустим в научном труде, по отнюдь не в руководстве для элементарного обучения. Пусть ребенок узнает, что половину всех преступлений совершает водка; а будет-ли точный, процент алкогольных преступлений 49, 51 или 53—не все-лп это равно с нашей точки зрения? Да и принципиально должно сказать, что в начальном преподавании всегда и всюду сведения даются лишь в первом приближении. У) Невозможность пользоваться процентами является едва-ли не самой досадной: при процентном рассчете влияние алкоголя как фактора многих социальных бедствий выступает наиболее ярко. Однако, процентное соотношение может быть во многих случаях заменено сравнением общого количества рассматриваемых явлений (преступления) с числом явлений, представляющих производное алкоголизма (преступления в пьяном виде); очевидно, дело приводится к вычитанию, отчасти сложению и т. д. В отделе задач на вычитание можно найти много примеров задач подобного рода. Иногда же мы вводили т. сказ. замаскированные проценты, предлагая вычислить: „сколько это будет на сотню"? Наконец, считаясь с тем, что в начальной школе кое-где дается все-таки элементарнейшее понятие о процентах, мы сочли возможным выделить особый отдел и на это правило; впрочемъ', он содержит весьма малое число задач, как не велико было искушение перенести сюда центр тяжести нашего задачника. Содержание составленного нами сборника распадается на две части: 1) задачи, заимствованные из научной статистики алкоголеведения—их можно назвать научными и 2) задачи бытовые, которых очень немного (около всего числа) и которые по содержанию приближаются к ..противоалкого.иьным “ задачам старого тина. Хотя | оне и не столь убедительны, как задачи первого рода, однако, опыт показывает, что, предлагаемые в небольшом количестве, оне нередко с интересом решаются учениками. Некоторые из задач этого типа представляют собой как-бы крошечные рассказики; по отзывам некоторых преподавателей, оне м. б. могли-бы употребляться и на уроках предметного чтения. Научные задачи можно подразделить на следующия группы: а) Статистическия, в которых затронуты темы: душевое и массовое потребление спиртных напитков в России; сумма пропиваемых денег; количество хлеба, которое „ портится “ на выделку алкоголя; число и рост винокуренных заводов и проч. Эти задачи, хотя в некоторых случаях и не говорят прямо о вреде алкоголизма, но несомненно, приносят большую пользу антиалкогольному просвещению, давая учащемуся понятие о грандиозной картине отечественного пьянства. б) Социальные задачи—в них центр тяжести нашего руководства. Темы: влияние алкоголя на смертность, самоубийства, несчастные случаи, преступность, вырождение, успехи занятий в школе и т. д. в) Трактующия об алкоголе, как яде—здесь рассматривается, например, математическая зависимость между весом тела и величиной смертельной дозы этилового спирта, найденная путем эксперимента над животными, предлагается рассчитать, во ск. бутылках различных спиртных напитков содержится эта доза и проч. г) Смешанного характера. Такова классификация задач нашего сборника по их внутреннему содержанию. Внешним образом задачи распределены по обычным отделам всякого арифметического задачника, так как наше руководство предназначается для употребления на уроках арифметики. Одпако-же, в предисловии для учителя мы указываем и распределение задач но их отношению к тому или иному вопросу алко-голеведения: комбинируя обе эти системы, преподаватель без труда ориентируется в употреблении сборника. Количество решаемых „протнвоалкогольных “задачъ— в связи с изложенным выше—должно быть. конечно, весьма невелико. Поэтому наше руководство отнюдь пё пред- |