М.М.Беляев, С.М.Беляев Сборник задач противоалкогольного содержания. М.:1914

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 4   >>>

  1  2  3  4 5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47 

дения о вредЬ употребления спмртныч напитковъ". В силу этого поилежлщия вЬдомства—по утверждении закона Государем Императоромъ—имеют издать соответственные распоряжения по всем учебным заведениям России И насколько можно судить по тем сообщениям, которые проникли в печать, ви средней школе начатки алкоголе-ведения будут преподаваться в связи с уроками гигиены, в низшей же школе, где уроков гигиены нет, протпвоалкогольное обучение по необходимости должно будет быть вкраплено в преподавание отдельных предметов школьного обучения, на подобие того, что имеется во многих странах Западной Европы1)

Если таким образом мы получаем меньше того, на что могли-бы рассчитывать, то тем более необходимым является всестороннее использование тех относительно скромных средств и способов, которые даются нам в руки Не хитрб преподавать учение о вреде алкоголя при широкой программе, при выделении его в отдельный предмет, значительно труднее рационально сделать это при тех сравнительно скудных рессурсах, которыми мы будем располагать в школе, по утверждении упомянутого закона

И тут в первую очередь вычитается весьма важный в педогогическом отношении вопрос, каким образом возможно использовать общеобразовательные предметы школьного обучения в интересующем нас смысле, и какой характер должно носить это использование9 Прежде всего, тут можно говорить, конечно, только об использовании относительно н нельзя тенденциозно приспособлять школьные науки к проведению идей трезвости На такой скользкий путь стали некоторые трезвенные организации устроившия школы, где обучение насквозь проникнуто так сказать „антиалкогольнымъ" духом, задачи по арифметике решаются там, напр., исключительно на темы о вреде алкоголизма литературные отрывки цчя чтения на уроках русского яшка подбираются все с той же моральной сентенцией, и даже обучение чистописанию ведется по про-

Ч Си Синод <сч Церк. Веи 1914 и М)и )ле изгаи распоряжение ни >рока\ арифметики в церкоишѵь ишоиач претить )чащпчсл за дачи протипоаикогоиыиаио соиержаиип

ячеям, составленным в соответственном духе. Путь этот следует признать неправильным по той причине, что он совершенно не считается с человеческой психологией: то, что часто и постоянно воспринимается нами, то скоро становится для нас привычным, не поражает нас, не заинтересовывает: привычные впечатления скользят по поверхности нашего сознания, не оставляя в душе прочного следа. Таким образом, результаты подобного обучения должны быть как раз обратны тому, что от него ожидается: в лучшем случае—индифферентное и пассивное отношение учащихся к пропаганде трезвенных идей, в худшемъ—скука и отвращение к преподноси -мому ежедневно под разными соусами одному и тому-же блюду. Кроме того, преподавание всех предметов лишь с одной, хотя и очень почтенной точки зрения, необходимо поведет к умалению их самодовлеющей образовательной ценности, с чем не согласится ни один здравомыслящий педогог: нельзя в жертву одной даже самой прекрасной идее приносить самое существо, самую душу школьного образования.

Трудно, конечно, определить абсолютно ту грань, которая отделяет разумное использование данного школьного предмета в интересующем нас смысле от тенденциозного „антиалкогольного" искажения. Здесь, как и во многим других вопросах педогогики и дидактики, многое зависит от самых разнообразных факторов: личных качеств преподавателя, степени развития учеников и так далее.

Что касается того, какие именно предметы обучения могут служить делу противоалкогольного просвещения, то, по моему мнению, не найдется, пожалуй, ни одной из школьных наук, которая не могла-бы принести пользы в указанном смысле. Естественнее всего преподавать алкоголеведение в связи с гигиеной, анатомией и физиологией. В начальной школе, где таких предметов не существует (и где они, за отсутствием подготовленных преподавателей, не могут быть введены сразу), может быть, лучше всего использовать в нашем смысле арифметику, попытки чего делались ии раньше (иапр — Мордвинов). Действительно, вообще алкоголеведение мо-



Hosted by uCoz