Глава 10. Традиции нравственности и право наматеринство
Россия всегда отличалась высокой нравственностью. Духовная жизнь народа бережно охранялась из поколения в поколение. Деды, вспоминая свою жизнь, всегда приводили примеры высокой нравственности, патриотизма, благородства. Именно это считалось качеством, поднимающим человека над окружающим. Удаль только тогда считалась удалью и ценилась, когда она была направлена на спасение людей, за защиту слабого. Глубоко осуждались «удалые» поступки, которые наносили обиду пожилому, малолетнему, слабому
— даже врагу. Именно в России считалось законом: лежачего не бьют. Это значит — если враг повергнут на землю, то недостойно благородного человека его добивать, наносить ему вред, когда он по слабости не может оказать сопротивления.
Православная церковь, православная вера, которой придерживалось большинство русского народа, бережно хранила и развивала высокую нравственность верующих. Уверенность, что Бог все видит, что от него не скроешь неблаговидного поступка, многих людей сдерживала и прививала склонность к благородным делам. Слова JI.H. Толстого: «Без веры в Бога русский народ на сотни лет погрязнет в пьянстве, нищете и разврате», — отражают это.
Высокая нравственность обязательно сочеталась с трудолюбием. Лодыри пользовались плохой славой в любом обществе. Наоборот, деловитость, быстрота, умение высоко ценились в народе и приносили таким людям заслуженную славу.
Но все то, что зиждилось на высокой нравственности, как правило, сочеталось с трезвостью. Пьянство несовместимо ни с благородством, ни с трудолюбием. Оно осуждалось церковью и народом. И надо сказать, что во все века наш народ отличался трезвостью. Разговоры о «пьянстве в России» основаны на том, что само «пьянство» осуждалось огромным большинством народа. По статистическим данным 46° о мужчин, 90% женщин и 95% юношей были до революции трезвенниками, то есть они даже не «пригубляли». Они не пили и глотка вина. Те же, что пили, в своей основной массе выпивали по большим престольным праздникам, то есть 2-3-4 раза в год. В то время, поскольку пили преимущественно водку, то есть
134
|
крепкий «напиток», люди быстро хмелели и потому «пьяных» часто бывало видно на улицах, что и создавало России славу «пьяной». На самом же деле до 1960 года душевое потребление алкоголя, которое является основным и самым точным показателем уровня потребления алкоголя в стране, в течение веков было ниже среднемирового уровня и значительно уступало соответствующим показателям, например, Франции, Италии и др., хотя в этих странах почти не встречаются пьяные на улицах.
Трезвость народа, как в зеркале, отражалась на армии. Русская армия всегда отличалась в этом вопросе от других армий мира. Такие полководцы как Суворов, Скобелев, Брусилов очень строго придерживались трезвости в армии. В результате русская армия отличалась высокой дисциплиной и «умением побеждать», как писал Суворов. Трезвые воины, возвращаясь домой, несли высокую нравственность и благородство в семьи, в народ.
Описания офицерских попоек, которые можно встретить в художественной литературе, касаются относительно небольшого контингента военных из аристократических семей — и то в мирное время.
При любых военных или близких к ним ситуациях в армии воцарялась трезвая атмосфера в духе высокой требовательности к себе и к подчиненным.
О том, что трезвость в русской армии требовалась на любых уровнях, говорит, в частности, приказ по Военному ведомству № 309 от 22 мая 1914 года. С.-Петербург: «Государь император в своих непрестанных заботах о благе армии, дабы оградить ее от признанных опытом и наукой вредных последствий употребления спиртных «напитков» и охранить в ней вящую силу, здоровье и трезвость духа, столь необходимые для боевитости как в мирное, так и в военное время, высочайше повелеть изволил: Принять к неуклонному исполнению прилагаемые к сему «меры против потребления спиртных «напитков» в армии». Подписал: Военный министр, генерал-адъютант Сухомлинов».
Обращает на себя внимание, что в приказе говорится о мерах против потребления спиртных «напитков», а не против злоупотребления, как везде и всюду говорится в наше время как в указах, так и в печати. Это самый важный, принципиальный вопрос, поскольку борьба с «злоупотреблением» есть не что иное, как поощрение «употребления» алкоголя, то есть насаждение пьянства.
|