* * * В наш век мощного технического перевооружения, при больших скоростях механизмов прием любых доз алкогольных «напитков» грозит принести несчастье не только тому, кто выпил, но и окружающим. * * * В связи с развитием быстроходного транспорта алкоголь особенно опасен на шоссейных дорогах у водителей автомобилей. Более сорока лет я сам вожу машину; как хирург постоянно встречаюсь со случаями дорожного травматизма — и все больше убеждаюсь, что большинство автомобильных катастроф происходит из-за того, что водитель или пешеход были в нетрезвом состоянии. При современных скоростях движения транспорта реакция на изменение ситуации должна быть мгновенной. Между тем, после приема алкоголя даже в минимальных дозах наступает замедление, а затем и притупление ответной реакции. Чем больше принятая доза, тем более запоздалой становится реакция на раздражитель. Отсюда и возрастание числа катастроф у водителей, употребляющих алкоголь. Виною автомобильных катастроф является не алкоголизм, не пьянство, как утверждает большинство авторов статей и брошюр. Виновато само потребление алкоголя. Многие приписывают все беды злоупотреблению алкоголем и, прикрываясь этим, культивируют употребление. Но никто и нигде не провел границы, где кончается употребление и начинается злоупотребление. Никто не подсчитал, что больше приносит бед человечеству: употребление или злоупотребление? Пьяница редко садится за руль. Управляют машиной те, кто, по их мнению, выпил «культурно», «умеренную» дозу. Вот после таких доз чаще всего и совершаются аварии, ибо «безопасные» дозы существуют лишь в воображении пьяниц и их покровителей. На самом деле таких доз не существует. Любая доза вредна и опасна как для самого выпившего, так и для окружающих. В самом деле, что может быть более умеренной дозой, чем кружка пива? А она, оказывается, увеличивает опасность автомобильной катастрофы в семь раз! Подумать только — в семь раз! В некоторых странах выносятся решения, чтобы у водителей проверялось содержание алкоголя в крови, и если оно превышает определенный уровень, шофер подвергается штрафу. По этому поводу в журнале «Здоровье мира» (1973 г., № 10-11) от имени ВОЗ со | вершенно справедливо пишется: «Требовать от водителей, чтобы алкоголь у них в крови не превышал определенной концентрации, в то время, как они не знают, что это такое, равносильно тому, чтобы требовать придерживаться определенной скорости, не разрешая смотреть на спидометр». В то же время разрешение употреблять какое-то количество алкоголя дает возможность пьяницам-шоферам нарушать закон трезвости. Если же всерьез говорить о защите людей, то мы все должны знать, что после употребления даже малых доз алкоголя функции высших отделов мозга приходят в норму только через 18-20 дней! Это доказано и в опытах на животных, и специальными экспериментами на людях. И.П. Павлов на собаках показал, что рефлексы гаснут или нарушаются не только в день приема «малых» доз алкоголя, но и спустя 6-12 дней после. Мне думается, что более гуманным является закон, принятый в Японии, по которому водитель, совершивший в нетрезвом виде аварию с человеческими жертвами, приговаривается к смертной казни. По данным ВОЗ; свыше 50% случаев травматизма на автомобильных дорогах связано с употреблением алкоголя. Ежегодно на автомобильных дорогах погибает 250 тысяч человек; кроме того, 10 миллионов получают травмы, после которых остаются инвалидами. В восемнадцати обследованных странах Европы среди пострадавших было от 20 до 50% людей в возрасте от 15 до 25 лет. Неудивительно, что с годами значительно увеличивается число лиц со стойкой нетрудоспособностью. Люди молодого возраста имеют больше шансов выжить после травмы — отсюда увеличение числа инвалидов, в том числе, молодого возраста. Создается впечатление, что все постепенно привыкают к гибели людей от травм. Подумать только: в год 250 тысяч убитых и 10 миллионов получивших травмы! Сколько трагедий, сколько поломанных судеб! И виной этому в большинстве случаев является алкоголь! В ФРГ в 1975 году на одну смерть на дорогах приходится 42 ранения. В США на один случай со смертельным исходом приходится 100 случаев травмы, требующих госпитализации или длительного домашнего лечения. Среди них немало таких ранений, после кото |