Челышев М.Д. Главная причина нашего несчастия. Самара: 1907

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 9   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9 10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

почти что не заглядывали. Ему не внушалось, что хорошо и что дурно, или. — как простой народ говорит. — что грешно и что нет. Говоря откровенно, ведь за последнее время, как правительстио. так города и земства, всех яко-бы за-ботников о народе, как-то: докторов, учителей, агрономов, санитаров, землемеров, статистиков, ветеринаров, фельдшеров, фельдшериц, акушерок, садоводов, пчеловодов, сусли-коморителей, а за последнее время даже и кабатчиков, всех посадили на 20-е число.—одна вера православная все еще ходит по миру. Разве только то считать за отличие, что вместо свободных воспитателей нравственности народной,—а в этом вся сила,—сделали попов полицейскими чиновниками и сыщиками, но даже и тут безплатно. В прежнее время народ, выросший под влиянием духовенства, жил по законам совести. Не далеко - было еще то время, когда на честное слово верили, а теперь и по векселям-то не платят, никакия письменные обязательства не действуют. А произошло это от того, что в нашей гражданской школе и в домашнем нашем обиходе переменили только некоторые слова, а именно, в прежнее время шаловливому ребенку говорили: „не балуй, грешно. Ииожинька накажет, на том свете отвечать придется." В первом случае ребенку внушалось уважение или страх к какой-то Высшей силе, которая всем миром управляет и которую чтут все народы под разными лишь названиями: мы называем Богом, другие Аллахом, третьи—Буддой и т. д. А чтут ее потому, что ведь народ-то простой, живет о-бок с природой, всецело от той силы зависит: возьмите Вы хлебопашца. который самую лучшую землю вспашет, лучшее зерно, зерном зерну посеет и заборонует так, что земля будет как пух, а все-таки он не может с уверенностью сказать, что у него непременно хлеб хороший будет, почему он инстинктивно заглядывает вверх и ожидает, будет ли во время дождь и во время—хорошая погода? - Потому, что это не от него зависит, а от какой-то неведомой ему силы. А вот эта-то сила. когда-то и чредь кого-то сказали, каки. *?адо жить, чтобы пе лишиться даров природы: люби;и или,I.пи!о. не желать никому ила. Между тем. во

втором-то случае ребенку внушают, иго надо угодить и понравиться только окружающим: сидеть коленочки вместе, ту «курочку не опачкать, ножкой шаркнуть—и будешь ты паи нька. Да к тому же в прежнее-то время народ жил только по совести, а несколько десятков лет назад жил умный человекъ—записал все жизненные случаи в книгу и назвал ее законом. И по всех случаях стали обращаться к писанному закону. А разница-то ведь в этих законах вот какая: раньше, по закону совести, противно, грешно обижать, драться, а по закону писанному, если тебе пришлось кого ударить, то необходимо, обязательно бить другого, чтобы он не был свидетелем, чтобы не быть обвиненным и т. д. Хотя так оно и должно быть, потому что 200 лет воспитательница нравственности народа—православная церковь — находится без пастыря. А без хозяина и дом сирота, как говорит русская пословица. За последнее время жизнь во многом ушла вперед, многое в жизненном обиходе явилось и вошло новое: на моей памяти жгли лучину, потом вспыхнул керосин, зогорелся газ и теперь блещет электричество: пошли пароходы, засвистели паровозы, а за последнее время начали летать даже и по воздуху; один с другим разговаривать на сотни верст. Словом, жизнь и порядки в ней совсем переменились, а церковь все спит. А ведь церковь прежняго времени развивалась вместе с жизнью народной: менялась жизнь, менялись и обряды. И все то, что мы сейчас видим в церкви: уставы, службы, обряды, не сразу, а в течение тысячелетий, по мере надобности и запросов жизни, явлились. Народ в церкви и с церковью жил одной жизнью. А вот со времен Петра 1-го церковь спит и ни одного в нее пового гвоздя не вколотили. Вместо патриарха—главы церкви—в настоящее время у нас управляет церковью Синод, а во главе его Обер-ИИрокурор. Как все равно и в епархиях: управляют и распоряжаются в болышшстве-то случаев ни Епископы, а Секретари Коисисторий, назначаемые тем же Обер-Прокурором. А Обер-ИИрокурор. как светский гражданский чиновник по назначению. из за личных выг >д по службе или положению, часто и о иень часто поступался и поступается делами вверен-



Hosted by uCoz