Челышев М.Д. Главная причина нашего несчастия. Самара: 1907

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 7   >>>

  1  2  3  4  5  6  7 8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

рабочую силу. я если заметит, что кто нибудь пьет —уговаривал не пить, наказывал и, наконец, если мужик не слушался—отдавал его в солдаты А так как солдаты служили в то время 25 лет, то обратно почти не приходили и зараза не распространялась. Но вот крестьян отпустили на волю. Почувствовав свободу, они сами пошли на эту приманку и начали пить вино. Но священники, видя, что народ стал предаваться этому губительному пороку, стали уговаривать: приводили примеры: вот-де Данила померъ— семья пошла по миру, сидит в холодной, негопленной избе, а весной и пахать будет не на чем. некому... и народ их слушал. Попы в то время жили с народом одной жизнью, они одни были воспитателями нравственности народа, потому, что грамота исходила только от духовенства; учили грамоте народ попы. попадьи, дьяконы, дьячки, дья-чихи и даже просфорьни; учили на слове Божием, т. е. по старинному: буки аз ба-ба, веди аз ва—ва, ангелъ—ангельский. блажен муж иже неиде на совет нечестивых и вскѵю шаташься. Памятуя русскую поговорку: с молитвой на устах и с работой в руках, русский человек нигде не пропадет. Развивали ученикам голову грамотой, но одновременно воспитывали и душу в духе православной религии. В то время еще не было той пропасти, которая выкопана в последнее время между церковью и русским народом. Но, с введением земства, обучение народа грамоте от духовенства отнято; земство взяло школу в св<>и руки и попам сказали: „Вы к нам в школу только на два часа в неделю приходите (два урока Закона Божия в неделю) и вот Вам книжка, по ней только извольте преподавать, а от себя живого слова на пытливый запрос мальчика не смейте отвечать, а только по книжке—иначе Вас расстрижен.” Колыпивство учителей было послано в народ, чуждый им по вере. обычаю и жизни. Ни разу не спросили родителей, этих простых, добрых детей—довольны ли они наставниками, и тому ли их детей учатъ? Всем крестинам было предоставлено право самостоятельно, *:*ем"

•ского Начальника и Земской Управы, нашттУотгнжаг1 сторожа и пастуха к скотине. 11 нужно видеть как серьезно

и строго народ выбирает людей на эти должности: плохого не возьмут, а спросят его - где служилъ? и там справятся—не проспал ли пожара, не допустил ли воровъ? А пастухов к своей скотине еще строже выбирают, спрашивают и узнают: хорошо ли пасет, не упустил ли лошади ворам, не спорол ли где корову или телку, не потерял ли ягненка, не утопил ли в грязи свинью? А главное— любит ли, жалеет ли скотину, не хлещет ли ее зря кнутомъ? И плохого, нерадивого задаром не возьмут пасти свой родную скотиву. Дороже заплатят, но возьмут хорошого. Но это-то уж так-сяк, крестьяне народ простой, серый, забитый. А мы-то вот, жители городов, как мы относимся к школе? Никто из нас. конечно, не возьмет к себе в дом никакой прислуги, или служащого, предварительно не спросивпии, или не узнавши: кто и что они? Даже с кем знакомство ведут... И это так естественно, ведь это для себя и своей семьи... Даже дворника и кучера к своим лошадям не возьмем, не узнавши предварительно. —знают ли они свое дело и любят ли скотину и умеют ли обращаться с нею. А вот когда ведем своих детей к зданию, на котором прибита вывеска: „гимназия", „реальное училище" или другое какое либо учебное заведение, никто никогда не спрашивал: кто тал учителя, какой нравственности, ка ких убеждений и по призванию ли, т. е. с любовию ли и тому‘ли, чему надо нам родителям, а также и государству, они учат детей? II вот, результат устранения родителей от воспитания: учащаяся молодежь, в большинстве случаев, мало чего знает и к родителям никакого уважения не оказывает. В сельских школах со всем знакомили: с грамматикой. историей, географией, даже астрономией. Малыш деревенский знает, кто когда жил, кто царствовал, кто пирамиды строил, где какия реки большия, горы высокия в мире, даже в облака залезали и звезды считали. Но как лучше вспахать землю, каким плугом, какой бороной, какую телегу нужно — полагались на знания—здесь, например, у нас в Самаре -Ерхова и Миронова. которые этим това* ром на всю губернию торгуют. Развивали в школах только одну голову отвлеченными знаниями, но в душу ребенка



Hosted by uCoz