Челышев М.Д. Главная причина нашего несчастия. Самара: 1907

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 6   >>>

  1  2  3  4  5  6 7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29 

всех сражениях с соседями выходили победителями, то это потому, что они были сильны душой и телом. Но за последнее время враги русского народа добились, а какими путями —пусть укажет история—даже чрез законодательство, чтобы народ опоить, расслабить не только тело, но развратить и душу. Чтобы не быть голословным, я вернусь немножко назад, остановлюсь на том периоде, когда мы были грозой соседей. Наши предки, считая со времени Московских Царей, начали подчинять себе область за областью, не только на Юго-Восток, но и на Запад. И если, повторяю, не ходи мы племянниками, давно бы во многих Европейских городах развевалосьбы наше родное знамя. Поэтому, естественно, соседи, по человеческой зависти и опасности, как бы их земли не стали русскими губерниями, в особенности после 1854 года, т. е. Севастопольской кампании, когда вся Европа нам сделать ничего не могла,—стали думать и удивляться... Да как и не удивляться: народ наш серый, неграмотный, необразованный, худой, кожа—да кости, жрет мякину, пьет воду, спит прямо на земле,—а не одолеешь? Наполеон говорил, что русского солдата мало убить, нужно еще и повалить, потому, что он и убитый стоит.

Удивляясь этому явлению, наши враги обратились к новой науке— психиатрии, с вопросом: Что же это в русском народе за сила? Стали рассматричать и пришли к заключению, что сила в народе не в высоте роста, не в широте кости, не в упругости мускулов; сила в нем духовная, сила веры, сила нравственности: тщедушный —а пятеро не могут сладить. Стали думать, как его сделать бессильнымъ? Справились с историей и обнаружили, что все великие мировые завоеватели, покоряя страну, спешили распространить в ней вино, которое вытравляло и разрушало все нравственные устои завоеванного народа и—народ обезличивался. Тогда они и решили, что русский народ нужно победить не силой, а отравить вином. Составили план и начали действовать... Сначала им трудно было это делать, тогда было крепостное право. Это было ужасное время, людей меняли на собак, крестьянин работал на себя только три дня в неделю, а остальное на барина. Но барин берег крестьянина, как

рабочую силу. я если заметит, что кто нибудь пьет —уговаривал не пить, наказывал и, наконец, если мужик не слушался—отдавал его в солдаты А так как солдаты служили в то время 25 лет, то обратно почти не приходили и зараза не распространялась. Но вот крестьян отпустили на волю. Почувствовав свободу, они сами пошли на эту приманку и начали пить вино. Но священники, видя, что народ стал предаваться этому губительному пороку, стали уговаривать: приводили примеры: вот-де Данила померъ— семья пошла по миру, сидит в холодной, негопленной избе, а весной и пахать будет не на чем. некому... и народ их слушал. Попы в то время жили с народом одной жизнью, они одни были воспитателями нравственности народа, потому, что грамота исходила только от духовенства; учили грамоте народ попы. попадьи, дьяконы, дьячки, дья-чихи и даже просфорьни; учили на слове Божием, т. е. по старинному: буки аз ба-ба, веди аз ва—ва, ангелъ—ангельский. блажен муж иже неиде на совет нечестивых и вскѵю шаташься. Памятуя русскую поговорку: с молитвой на устах и с работой в руках, русский человек нигде не пропадет. Развивали ученикам голову грамотой, но одновременно воспитывали и душу в духе православной религии. В то время еще не было той пропасти, которая выкопана в последнее время между церковью и русским народом. Но, с введением земства, обучение народа грамоте от духовенства отнято; земство взяло школу в св<>и руки и попам сказали: „Вы к нам в школу только на два часа в неделю приходите (два урока Закона Божия в неделю) и вот Вам книжка, по ней только извольте преподавать, а от себя живого слова на пытливый запрос мальчика не смейте отвечать, а только по книжке—иначе Вас расстрижен.” Колыпивство учителей было послано в народ, чуждый им по вере. обычаю и жизни. Ни разу не спросили родителей, этих простых, добрых детей—довольны ли они наставниками, и тому ли их детей учатъ? Всем крестинам было предоставлено право самостоятельно, *:*ем"

•ского Начальника и Земской Управы, нашттУотгнжаг1 сторожа и пастуха к скотине. 11 нужно видеть как серьезно



Hosted by uCoz