1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | |
Человеку, как существу высшему, духовному и живущему общественной жизнью, было предначертано развивать семейную жизнь и высшую любовь, то-есть взаимные жертвы отдельных лиц сначала в пользу своей подруги, своих детей, своих родителей, а потом в пользу отечества, человечества, в пользу идеальных целей. Из повального совокупления животных и некоторых низших рас развилось и все более и более развивается единобрачие, которое должно основываться не на принуждении и искусственных постановлениях, а на искренней любви. Трудная и высокая задача будущих социальных наук состоит в том, чтобы согласовать семейную жизнь с высшими социальными интересами всех людей. Это неизбежно при дальнейшем развитии нашего общественного организма. Но высшая любовь, служащая основой человеческому роду, семья никогда и ни в каком случае не может быть принесена в жертву наслаждению, требующему гибели другого. Это было бы шогом назад, началом конца, возвращением к повальному совокуплению, к половым инстинктам низших животных, к грубой эгоистической чувствевности. Такое возвращение есть не только чудовищность, есть прямая невозможность. И потому нынешнее стремление к общественным реформам или будет нравственно, то-есть здорово, или оно, как все другия противоестественные причуды, которые выдумали теоретики, как всякий цинический разврат и все излишества эгоистической чувственности, погибнет и будет заменено чем нибудь другим. Напомню вам о чувственно-материальной школе известных | псевдолиберальных мыслителей, о распутных реформаторах и романистах, точно так же о тех бессознательных и сознательных обманщиках, которые воображают достигнуть своей цели, возбуждая народ к ненависти, к эгоизму, к чувственным удовольствиям, возбуждая в нем презрение к высшим формам любви. Для уничтожения этой чувственной школы, с таким цинизмом объявляющей утопиями все идеальные стремления, достаточно того естественного процесса разрушения, который она сама неминуемо производит. Чтобы возбудить удовольствия на сегодня и на завтра, она пренебрегает предупреждением о бедствиях и горе позднейших дней. Но обманутая любовь, обманутые надежды, алкоголизм и венерическия болезни наперебой работают, чтобы доказать им их несостоятельность. Взгляните только на этих издевающихся циников через 20—30 лет, когда они. обратившись в нравственные и физическия развалины, оставленные всякой любовью, одаренные потомством, нравственно и физически изуродованным, с злобными, но бессильными желаниями, будут покидать свет, в котором они причиняли только несчастий. Неужели можно думать серьезно, что будущее принадлежит имъ? «Но есть исключения,—скажите вы мне.—Бывают хитрые лисицы, которые спасают при этом шкуру свой и своих детей и набивают кстати себе карманы». Может быть. Нет правила без исключения. Но если бы мы могли проследить историю их потомства, то мы наверное нашли бы, что оно или поднялось, блогодаря более |