Профессоръ А. Форель. Къ студенчеству! (студенчество и пьянство) М.:1910

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 28   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 29  30  31  32  33  34  35 

Человеку, как существу высшему, духовному и живущему общественной жизнью, было предначертано развивать семейную жизнь и высшую любовь, то-есть взаимные жертвы отдельных лиц сначала в пользу своей подруги, своих детей, своих родителей, а потом в пользу отечества, человечества, в пользу идеальных целей. Из повального совокупления животных и некоторых низших рас развилось и все более и более развивается единобрачие, которое должно основываться не на принуждении и искусственных постановлениях, а на искренней любви. Трудная и высокая задача будущих социальных наук состоит в том, чтобы согласовать семейную жизнь с высшими социальными интересами всех людей. Это неизбежно при дальнейшем развитии нашего общественного организма. Но высшая любовь, служащая основой человеческому роду, семья никогда и ни в каком случае не может быть принесена в жертву наслаждению, требующему гибели другого. Это было бы шогом назад, началом конца, возвращением к повальному совокуплению, к половым инстинктам низших животных, к грубой эгоистической чувствевности. Такое возвращение есть не только чудовищность, есть прямая невозможность. И потому нынешнее стремление к общественным реформам или будет нравственно, то-есть здорово, или оно, как все другия противоестественные причуды, которые выдумали теоретики, как всякий цинический разврат и все излишества эгоистической чувственности, погибнет и будет заменено чем нибудь другим.

Напомню вам о чувственно-материальной школе известных

псевдолиберальных мыслителей, о распутных реформаторах и романистах, точно так же о тех бессознательных и сознательных обманщиках, которые воображают достигнуть своей цели, возбуждая народ к ненависти, к эгоизму, к чувственным удовольствиям, возбуждая в нем презрение к высшим формам любви.

Для уничтожения этой чувственной школы, с таким цинизмом объявляющей утопиями все идеальные стремления, достаточно того естественного процесса разрушения, который она сама неминуемо производит. Чтобы возбудить удовольствия на сегодня и на завтра, она пренебрегает предупреждением о бедствиях и горе позднейших дней. Но обманутая любовь, обманутые надежды, алкоголизм и венерическия болезни наперебой работают, чтобы доказать им их несостоятельность. Взгляните только на этих издевающихся циников через 20—30 лет, когда они. обратившись в нравственные и физическия развалины, оставленные всякой любовью, одаренные потомством, нравственно и физически изуродованным, с злобными, но бессильными желаниями, будут покидать свет, в котором они причиняли только несчастий. Неужели можно думать серьезно, что будущее принадлежит имъ? «Но есть исключения,—скажите вы мне.—Бывают хитрые лисицы, которые спасают при этом шкуру свой и своих детей и набивают кстати себе карманы». Может быть. Нет правила без исключения. Но если бы мы могли проследить историю их потомства, то мы наверное нашли бы, что оно или поднялось, блогодаря более



Hosted by uCoz