1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | |
Шутовское принуждение и обезьянье тщеславие, которые ввел в моду пресловутый «Saufcomment» *) немецких студентов (достаточно характеризуемый одним своим именем) принадлежат, бесспорно, к самым гнусным наростам нашего цивилизованного столетия. Это самая яркая духовная ногота, самое очевидное testimonium paupertatis **), глупее которого вряд ли могла отыскать себе университетская молодежь, духовная надежда народа. Господа студенты часто смеются над дамскими парижскими модами,—я тоже заклятый враг этих безвкусных, рассчитанных на ежегодную перемену, обезьяньих мундиров, которые, впрочем, имеют с обычаями употреблять алкогольные напитки то общее, что и те и другие служат главным образом к наполнению карманов разных спекулянтов. Но насколько еще глупее и еще антиэстетичнее студенческая мода пьянствовать? И это называется Fidelität! ***) Да, чудный Fidelität с заплетанием языка, с пошатываньем, с драками, с блеваньем и головными болями, Fidelität, в котором находят гениальным самое колоссальное топоумие, извиняют и восхищаются самыми пошлыми грубостями и свинством. Вы мне возразите, что дисциплина корпораций препятствует крайностям,—я не отрицаю этого и потому не хочу ничего говорить против остального, несколько средневекового *) Собрания для пьянства. **) Свидетельство о бедности. ***) Собственно верность, особенно в смысле верность друзьям в веселых попойках. | направлевия студенческих корпораций. Не будь этого несчастного Trinkcomment, да еще дуэлей, то я первый готов восхищаться и превозносить студенческие союзы. Но разве не могут эти союзы и без возбуждающих горячительных напитков преследовать с тем же успехом свои задачи, возбуждать стремления к прекрасному и доброму, заботиться о развитии духовном и физическом; разве не могли бы существовать, при условии трезвости своих членов, общества гимнастическия, музыкальные, певческия, драматическия, научные, общества искусств, литературы, общества, разрабатывающия социальные вопросы, общества народного образования и т. д.? При чем тут, при всех этих блогородных стремлениях, возвышающих университетскую молодежь и помогающих ея развитию, при чем тут это несчастное, роковое для многих болото вина, пьянства, одурения, которое ломает и обессиливает все живое, делает людей грубыми, пошлыми, тупыми, губит все идеальные стремления? Я думаю, господа, есть только одно средство выкарабкаться нам из этого университетского одуряющого болота: это образование студенческих обществ трезвости, которые посвятили бы себя вышеназванным задачам и мужественно вступили бы в борьбу с обществами невоздерживающихся. Не может быть вопроса о том, кто одержит победу. Но всякое начало трудно. Вы встретите сначала насмешки, издевательства, недоверие, презрение, шутки, прижимки, потом злобу, ругательства, вас, может-быть, и оскорбят, даже и поколотят: при нравах, господствующих в |