1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | |
направлевия студенческих корпораций. Не будь этого несчастного Trinkcomment, да еще дуэлей, то я первый готов восхищаться и превозносить студенческие союзы. Но разве не могут эти союзы и без возбуждающих горячительных напитков преследовать с тем же успехом свои задачи, возбуждать стремления к прекрасному и доброму, заботиться о развитии духовном и физическом; разве не могли бы существовать, при условии трезвости своих членов, общества гимнастическия, музыкальные, певческия, драматическия, научные, общества искусств, литературы, общества, разрабатывающия социальные вопросы, общества народного образования и т. д.? При чем тут, при всех этих блогородных стремлениях, возвышающих университетскую молодежь и помогающих ея развитию, при чем тут это несчастное, роковое для многих болото вина, пьянства, одурения, которое ломает и обессиливает все живое, делает людей грубыми, пошлыми, тупыми, губит все идеальные стремления? Я думаю, господа, есть только одно средство выкарабкаться нам из этого университетского одуряющого болота: это образование студенческих обществ трезвости, которые посвятили бы себя вышеназванным задачам и мужественно вступили бы в борьбу с обществами невоздерживающихся. Не может быть вопроса о том, кто одержит победу. Но всякое начало трудно. Вы встретите сначала насмешки, издевательства, недоверие, презрение, шутки, прижимки, потом злобу, ругательства, вас, может-быть, и оскорбят, даже и поколотят: при нравах, господствующих в | пивных и ресторанах, эти приемы интеллектуальной борьбы часто практикуются и именно там, где, казалось бы, им уж никак не место, среди университетской молодежи; большинство не находит нужным церемониться с меньшинством. Но победа останется за тем, кто будет силен духом: за убеждением, за искренностью, за добром, за истиной. Там, где наука сталкивается с предрассудком, нравственный подъем с нравственным падением, добро и красота со злом и безобразием,—погибают предрассудки, безнравственность, зло и безобразие. Наше оружие слишком хорошо и слишком здорово нравственно и физически, чтобы мы не восторжествовали в конце концов. Но, господа, не забывайте, что оружие не есть цель. Воздержание не следует делать идолом, который заменил бы попойки и на котором бы мы успокоились: воздержание есть только средство освободиться от дурмана и направиться к более высоким целям. Поэтому студенческия общества трезвости должны с энергией работать во всех областях духовной жизни, чтобы привлекать к себе не только мечтателей, но всех студентов с лучше направленной умственной деятельностью. Мы вовсе не хотим сделаться аскетами с мрачными лицами, но жизнерадостными, деятельными людьми, которые умеют и пользоваться жизнью и мужественно бороться за истину. Мы вовсе не хотим подавлять естественных и здоровых человеческих потребностей и удовольствий; мы только хотим |