1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 | |
пивных и ресторанах, эти приемы интеллектуальной борьбы часто практикуются и именно там, где, казалось бы, им уж никак не место, среди университетской молодежи; большинство не находит нужным церемониться с меньшинством. Но победа останется за тем, кто будет силен духом: за убеждением, за искренностью, за добром, за истиной. Там, где наука сталкивается с предрассудком, нравственный подъем с нравственным падением, добро и красота со злом и безобразием,—погибают предрассудки, безнравственность, зло и безобразие. Наше оружие слишком хорошо и слишком здорово нравственно и физически, чтобы мы не восторжествовали в конце концов. Но, господа, не забывайте, что оружие не есть цель. Воздержание не следует делать идолом, который заменил бы попойки и на котором бы мы успокоились: воздержание есть только средство освободиться от дурмана и направиться к более высоким целям. Поэтому студенческия общества трезвости должны с энергией работать во всех областях духовной жизни, чтобы привлекать к себе не только мечтателей, но всех студентов с лучше направленной умственной деятельностью. Мы вовсе не хотим сделаться аскетами с мрачными лицами, но жизнерадостными, деятельными людьми, которые умеют и пользоваться жизнью и мужественно бороться за истину. Мы вовсе не хотим подавлять естественных и здоровых человеческих потребностей и удовольствий; мы только хотим | держать их в пределах нравственного развития человечества, которое непременно должно опираться на здравую гигиену, хотим подчинить эти удовольствия нравственным и эстетическим целям, направленным к ясно сознанному человеческому счастью. Выше я уже сказал о могущественном двигателе людей, о любви. Теперь прошу вашего позволения сказать об этом еще несколько слов *). У низших животных есть только половая потребность, но любви нет. У животных с несколько высшей организацией мы уже видим, что самцы защищают самок и обнаруживают привязанность к ним; видим у одних материнскую любовь, у других отцовскую, в чем уже заключаются зачатки семейственности. У общественных животных: у муравьев, пчел, обезьян мы уже видим, что индивидуумы жертвуют общине своей жизнью и своими похотями. *) Оригинальные взгляды проф. Фореля на холостую жизнь студентов и на так называемую «физиологическую необходимость» изложены в отрывках ив его речей и рефератов, помещенных в брошюре «Гигиена целомудрия» берлинского доктора Корнига (перевод д-ра Лейненберга, Одесса, 1890 г.). В своих рефератах проф. Форель нападает на другую сторону студенческой жизни, не менее ужасную, чем пьянство, и разоблачает, во всей его неприглядной ноготе, тот дикий предрассудок, который шарлатаны, как медики, так, главным образом, и не медики, называют «физиологической необходимостью». |