Форель А. Алкоголь и душевное расстройство. М.:1898

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 23   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23 24  25  26  27  28  29  30 

друга причиной; отравленный алкоголем делается психопатом и производит на свет психопатов; психопат же очень часто делается пьяницею и рождает пьяниц. Этот злополучный круг можно прекратить лишь чрез излечение от пьянства, т. е. только чрез воздержание, так как прирожденное (наследственное) ненормальное качество зародышевой плазмы, какова напр. психопатия, не может быть изменено как таковое. Более глубокое исследование душевных расстройств с другой стороны показывает всё более, что псахопаты обнаруживают, через незаметные градации психопаты и через недостаточную нормальность, все переходные ступени к душевному здоровью.

Совершенно подобный переход мы находим, с одной стороны, между человеком, бывшим прежде нормальным и превратившимся в пьяницу лишь чрез искушение, товарищество и т. п. и с другой стороны—между душевно-больным пьяницею, или днп-соманом, нигде не существует резкой границы.

Многократно полагали, что дипсомания *) неизлечима. Это неправда. Опыт образцовых заведений для лечения пьяниц (см. Христиания, отчет L., с., стр. 208, доклад пастора Гирша в Линторфе а также годовые отчеты заведения для лечения пьяниц в Элликоне на Туре) доказывают излечимость дипсома-нии. При помощи воздержания дипсоман может быть излечен гораздо лучше, чем пьяница, от рождения нравственно дефектный и совсем безхарактерный.

Мы приступаем к важному вопросу. В IX отчете цюрихского общества для помощи душевно-больным за 1884 г., а также и в Korrespondenzblatt fur Schvei* zer Aerzte (Листок-Корресиондент для швейцарских врачей) 1890 г., 15 апреля, стр. 233, я уже говорил о важности конституциональных душевных расстройств (психопаты, болезней характера), которые так часто составляют переход к душевному здо-

*) Дипсомания (греч.)—периодическое пьянство (запой), ведущее к белой горячке (delirium). Лрим. пер.

ровью, и тогда же подчеркнул, как необходимо для человеческого общества, чтобы такия состояния были своевременно узнаваемы, а страдающих ими лиц, если окажется необходимым ограничить их свободу, делать безвредными, помещая в специальные заведения. На основании всего сказанного мы обязательно приходим к научному убеждению, что пьяницы или привычно - пьющие в медицинском, социальном и правовом отношении должны ставиться наравне с опасными психопатами, и следовательно подвергаться тому же обращению как и душевно-больные. Белая горячка, другия алкогольные душевные расстройства и даже тяжелое охмелепие, это ни что иное, как душевные болезни; и потому их должно ставить совершенно наряду с прочими приобретенными психическими болезнями. Хроническое, потенциальное (скрытое) алкогольное отравление, хронический алкоголизм с его изменениями характера в сравнении с только что упомянутыми алкогольными душевными расстройствами — это приблизительно то же, что конституциональные душевные расстройства в сравнении с ясно выраженными приобретенными душевными болезнями. Хронический алкоголик подпадает под власть своей страсти с такой же непреодолимой неизбежностью, как констптуционально-душевно-больной под власть своих болезненных влечений. Его воля, как только пьянство достигло известной степени, столь же не свободна, при наших данных социальных отношениях, находится под столь же сильным принуждением, не властна над собой, как воля конституционально душевнобольного. Его воля будет побеждена.

Люди плохо обращаются с несчастными мозгами, искалечение которых, приобретенное, правда, медленно, есть следствие наших крайне распространенных питейных обычаев. То-же самое общество, которое соблазнило пьяницу и чрез то погубило его, обращается с ним с фарисейским презрением как только он пал жертвой хронического алкоголизма, и этим



Hosted by uCoz