Форель А. Алкоголь и душевное расстройство. М.:1898

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 6   >>>

  1  2  3  4  5  6 7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 

Всякое душевное расстройство есть болезнь мозга, т. е. главной части нервной системы, место нахождения души. Не каждое расстройство души, ума, проявляется как полное сумашествие, как ясное для всякого ребенка помешательство. Но даже, повидимому, легкия, заметные нередко только для специалиста или для ближайших окружающих больного расстройства нашего блогороднейшого органа (построенного невероятно тонко и нежно) представляют из себя тяжелое повреждение целого человека, его внутренняго „я“.

Что значат болезни печени, сердца и проч., что значит сама даже смерть против повреждения или разрушения души? Душевное расстройство часто хуже смерти, потому что оно разрушает не только ядро человеческой личности, человеческое в человеке, но оно делает душевнобольного источником наибольшого вреда для других людей. Установлено, что каждое общее, но не всякое местное страдание мозга, имеет своим следствием расстройство деятельности души, чувства, ума, воли.

Все крепкие (содержащие алкоголь) напитки дают в результате отравление (Intoxikation) нервной системы, проникая через кровь в ткани и действуя крайне вредно на нервное вещество. "Кроме того отравление мозга алкоголем есть отравление общее. Вызванное отравлением изменение души распространяется, хотя и в легкой степени, подобно дуновению тумана, на все ея самые высшия качества. Что же мы называем

высшими душевными качествами? Б качестве таковых мы должны отметить топкие и сложные круги представлений с сопровождающими их тончайшими оттенками чувства и двпжениямп воли. На ряду с творческими процессами мышления фантазии, связанной с умом, следует отметить область этических и эстетических представлении, область доброго и прекрасного как высшее в человеке. Этими душевными качествами, созданиями ума, в связи с любовью к ближнему и эстетикой, человек поднимается до (отнюдь не непрактичных) самых высоких идеалов жизни. К сожалению, именно эти высшия функции души в большинстве случаев, прежде всего и главным образом становятся жертвой алкоголя. Нам нет нужды опускаться до тяжелого пьяницы, стоит лишь наблюдать умеренно пьющого, чтобы увидеть, что его душа стала немного грубее, что он сделался менее правдивым, что чувства по отношению к своей семье у него делаются более вялыми, что в деле приличия в обществе п пред женщинами он становится менее деликатным, даже более циничным, о будущности своих детей думает равнодушнее, в своей умственной производительности (если у него имеется таковая) делается ленивее, немного тупее и обнаруживает уже в сравнительно молодых годах старческия слабости—зато он делается богаче грубыми аффектами, становится раздражительнее или более плаксивым, неуступчивым или ревнивым, менее доступным для убеждения. Мягкий нрав поклонников Бахуса только поверхностными людьми может быть смешиваем с наклонностью к нежным чувствам. Правда, эти дурные последствия вошедшого в привычку потребления алкоголя, которое у нас обыкновенно называется умеренным, часто не обращают на себя внимания, так как они наступают лишь медленно и постепенно, но именно эти то последствия весьма распространены среди людей. Только путем сравнения любителей попить с большим числом



Hosted by uCoz