Популярная медицинская энциклопедия. В 1 томе. АМН СССР — М.:Советская энциклопедия, 1981

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 16   >>>

  1  2  3  13  14  15  16 17  18  19  20 

16 АЛКОГОЛИЗМ

Состояние опьянения, сопровождающееся ослаблением сдерживающих влияний, утратой чувства стыдливости и реальной оценки последствий coeepj шаемых поступков, часто толкает людей (особенно юношеского и молодого возраста) на легкомысленные, случайные связи, последствием к-рых нередко бывают «нежелательная» беременность, аборт, заражение венерич. болезнями. Так, ок. половины первых абортов, произведенных незамужним женщинам, явились результатом случайных связей, совершенных в состоянии опьянения; по данным советского исследователя В. В. Волкова, 90% заражений сифилисом и 95% заражений гонореей (как мужчин, так и женщин) происходит в состоянии опьянения.

Стремление к целенаправленной борьбе с А. как общественным злом и источником болезней появилось еще в древности. Уже при образовании первых государств предпринимались этич. и законодательные меры, препятствующие распространению А. В Древнем Китае и Древнем Египте во втором тысячелетии до н. э. пьяниц подвергали суровым и унизительным наказаниям; в Афинах в 6 в. до н. э. была запрещена продажа неразбавленного вина; в Спарте в 5 в. до н. э. под страхом сурового наказания было запрещено употребление алкоголя, особенно в день свадьбы; в Риме с 3 в. до н. э. существовал запрет пить вино лицам до 30-летнего возраста.

С началом образования централизованных национальных государств (15— 16 вв.) также предпринимались попытки общественного ограничения пьянства. Вначале они носили чисто нравственный, а затем и законодательный характер. Напр., в послании митрополита Фотия в 1410 г. возбраняется пить вино до обеда, в домостроевских нормах Сильвестра предписывалось сыну не напиваться хмельным допьяна, а невестке — вина не любить и не давать пьянствовать домочадцам. Иваном III был издан указ, к-рым запрещалось «гнусное» пьянство. Согласно этому указу простому народу разрешалось варить хмельное только четыре раза в год — на большие церковные праздники и в исключительных случаях — на семейные торжества; по окончании льготного времени оставшееся питье опечатывалось до другого праздника. На людей привилегированного положения указ не распространялся. Тем не менее пьянство в средневековой Руси было всеобщим; пили священнослужители, женщины, дети. Дальнейший рост пьянства начинается с введением гос. монополии на торговлю спиртным (при Борисе Годунове) и открытия «царевых кабаков».

Начиная с конца 18 в. борьба с А. принимает более организованный характер и развивается по мере установления экономич. ущерба, наносимого пьянством, и отрицательного влияния систематич. употребления алкоголя на организм человека, на труд и блогосостояние общества. Суть противоалкогольных мероприятий сводилась к борьбе с потреблением алкоголя населением, с распространением алкогольных напитков и с ростом их производства. К 19 в. относится начало создания различных противоалкогольных лиг и ассоциаций, пропагандистская деятельность

к-рых приобретает характер планомерной воспитательной и сан.-просвет, работы, особенно среди молодежи. В ряде стран деятельность противоалкогольных организаций не ограничивалась пропагандистской работой. Они добивались от правительств и органов местного самоуправления проведения законодательных мер, направленных на ограничение распространения и производства спиртных напитков. Так, в США в 1851—18э6 гг. был введен запрет на торговлю крепкими спиртными напитками (водка, виски) на территории 16 (из 31) штатов. Хотя этот запрет просуществовал недолго, известно, что потребление крепких напитков в этих штатах не возвращалось к прежнему уровню, зато резко повысилось потребление пива.

Меры по ограничению распространения алкогольных напитков получают отражение в таких законоположениях, как запрет продажи спиртного лицам несовершеннолетнего возраста (до 16— 18 лет в различных странах) или в определенные дни и периоды (выходные и праздничные дни, дни выдачи зарплаты, призыва в армию, периоды посевной и уборочной кампании и т. д.), установление времени и предельного количества продажи спиртных напитков, отпускаемых одному покупателю, и т. д.

Одной из форм ограничения распространения и производства спиртных напитков, особенно для стран, не имеющих гос. монополии на торговлю алкоголем, явились меры по ограничению доходов владельцев предприятий, производящих спиртные напитки или торгующих ими. В 1865 г. в Швеции был введен порядок, согласно к-рому отпуск спиртных напитков разрешался только в ограниченном количестве и лишь при условии одновременного приема горячей пищи. Владелец трактира или ресторана при этом был более заинтересован в продаже пищи, т. к. из доходов от продажи спиртных напитков он получал только 6% (так наз. Гетеборгская система). Весь остальной доход поступал в муниципалитет для расходования на ведение антиалкогольной работы, а также оказание помощи семьям алкоголиков. С нек-рыми изменениями Гетеборгская система была введена также в Норвегии и Финляндии. Дальнейшим видоизменением Гетеборгской системы явилась так наз. система Братта, принятая в Швеции в 1919 г. и вводящая своеобразный алкогольный паек.

Согласно системе Братта главы семей, постоянно проживающие в данной местности, ежемесячно получали карточки на приобретение определенного количества спиртного в расчете на каждого взрослого члена семьи. В случаях семейных торжеств, регистрируемых органами местного самоуправления (свадьба, юбилей, крестины), семья получала право на единовременное дополнительное получение спиртного. К мерам, направленным на ограничение распространения спиртных напитков, относятся также законоположения, касающиеся условий открытия предприятий, торгующих спиртными напитками, и установление права населения и органов местного самоуправления решать вопросы о приемлемости существования имеющихся и открытии новых мест про

дажи алкоголя. Так возникло право общин вводить местный запрет на продажу алкогольных напитков, к-рое в начале 20 в. периодически осуществлялось в Норвегии, Финляндии, Дании, Голландии, Германии и Швейцарии. Однако осуществление права местного запрета носило скорее пропагандистский характер, т. к. вводилось на ограниченной территории и не лишало жителей права приобретения спиртного в соседних районах. Поэтому естественным продолжением права местного запрета становится законодательство о запрещении также и производства спиртных напитков, причем в масштабах крупных областей и даже всего государства. Так возникли запретительные алкогольные законы, предусматривающие частичное (отдельные крепкие алкогольные напитки) или полное запрещение производства и продажи спиртных напитков, вводимое временно, в связи с особыми гос. нуждами (война, мобилизация, неурожай и т.'п.), или постоянно. Однако на практике введение в ряде стран запретительного алкогольного законодательства не дало должного эффекта. Частичное запрещение алкоголя, распространяющееся на креп^ кие спиртные напитки (напр., запрет абсента в Бельгии и во Франции, напитков крепостью более 12% в Норвегии), приводило к значительному росту потребления менее концентрированных напитков, и, т. о., алкоголизация населения не уменьшалась, т. к. количество вводимого в организм абсолютного алкоголя не изменялось, а, по нек-рым данным, даже увеличивалось в связи с менее осторожным отношением большинства населения к некрепленым алкогольным напиткам. Полный временный запрет алкоголя, вводимый в связи с гос. нуждами, не говоря о далеко не полном его соблюдении, вызывал значительный подъем потребления спиртных напитков среди населения после его отмены. Об этом, в частности, свидетельствуют данные ряда европейских стран, осуществлявших это мероприятие в период первой мировой войны. Попытки введения полного постоянного запрета алкоголя в нек-рых странах потерпели неудачу в связи с оказанием экономич. давления со стороны стран с развитым винодельческим производством, ввозом контрабандного спирта, развитием внутри страны черного рынка и самогоноварения.

В СССР борьба с А. с первых дней Советской власти становится одной из важных сторон внутренней политики государства. Получив в наследие разоренную войной и интервенцией страну и печально знаменитое «российское пьянство» и осознав сложность и длительность работы по ликвидации этого наследия, социалистич. государство привлекло к участию в борьбе с А. широкие массы трудящихся, партийные, советские, гос., профсоюзные, комсомольские и другие организации. Советское государство видело залог успеха борьбы с А. в осуществлении широких соц. преобразований, направленных на укрепление экономики страны и социалистич. общественного строя, развитие социалистич. морали, повышение блогосостояния, культуры и образованности народных масс, улучшение условий труда и быта, создание сети противо

АЛКОГОЛИЗМ ХРОНИЧЕСКИЙ 17

алкогольных учреждений и т. п. Однако рост блогосостояния, культуры, улучшение условий труда и бьъта, полная занятость населения, перестройка на основах социалистич. морали семейных и трудовых отношений, хотя и являются достаточной основой для устранения социально-психологич. причин А., не могутг гарантировать общество от появления лиц, к-рые в силу личностных особенностей или интеллектуальной незрелости злоупотребляют спиртными напитками.

Система противоалкогольной работы в СССР представляет комплекс воспитательных, сан.-просвет., ограничительных и мед. мероприятий, сочетающихся с мерами общественного и гос. пресечения в отношении лиц, не желающих выполнять нравственные установки социалистич. общества.

Задача противоалкогольного воспитания населения — добиться изменения отношения к алкоголю: всякое злоупотребление спиртными напитками должно рассматриваться как порочное явление, наносящее ущерб интересам государства, здоровью, материальным и семейным интересам пьющего, несовместимое с моралью и нравственностью советского человека. Второй, не менее важной задачей противоалкогольной пропаганды является разъяснение мероприятий, направленных на борьбу с А., осуществляемых по линии гос. и административных органов и общественных организаций; мобилизация обществен-, ности и широких масс трудящихся на борьбу с пьянством путем вооружения их конкретными знаниями о влиянии А. на здоровье, труд, быт, блогосостояние и нравственность общества. Особое внимание обращается на противоалкогольное воспитание учащейся и рабочей молодежи.

Большое влияние на эффективность противоалкогольной воспитательной работы, особенно среди молодежи, оказывают дальнейшее расширение сети театров, концертных залов, кинотеатров, музеев, выставочных залов, клубов, Дворцов культуры, безалкогольных молодежных кафе, парков, зон отдыха, строительство новых спорт, сооружений; развитие самодеятельности, народных театров, массового физкультурного движения и т. п., заменяющих возбуждающее действие алкоголя различными формами активного интеллектуального отдыха.

Важной особенностью противоалкогольной пропаганды в СССР является сочетание форм массовой и индивидуальной работы. Последнее применяется к лицам, неустойчивым в отношении алкоголя, и включает в себя, кроме разъяснительных бесед, проводимых медработниками, представителями администрации и общественных организаций, выявление обстоятельств производственной деятельности, бытовых условий или семейной жизни, к-рые привели данного человека к частому употреблению спиртного, а также оказание действенной помощи в отказе от порочной привычки к алкоголю.

Принятые законодательные меры ограничивают распространение алкогольных напитков среди населения: сокращение производства водки и крепких спирто-водочных изделий, борьба с домашним производством крепких спиртных напитков — самогона, чачи,

спиртовой водки и др. (напр., УК РСФСР предусматривает уголовное наказание за самогоноварение сроком до 5 лет лишения свободы;.

Советским законодательством предусмотрены меры предупреждения распространения А. среди молодежи. Родители-алкоголики могут быть лишены родительских прав (напр., в соответствии со ст. 59 Кодекса законов о браке и семье РСФСР); на территории СССР запрещена продажа всех алкогольных напитков (в т. ч. пива) несовершеннолетним; подростки, юноши и девушки в возрасте до 18 лет не допускаются в рестораны, кафе, пивные бары в вечернее время, а в дневное время — без сопровождения родителей. Законодательством союзных республик предусмотрены административные и уголовные наказания лиц, виновных в доведении несовершеннолетних до состояния опьянения. Напр., Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.VI. 1972 г. предусматривается наложение административного штрафа в размере до 30 рублей на родителей и других лиц, виновных в доведении несовершеннолетнего до состояния опьянения, и уголовное наказание (штраф в размере до 50 рублей, исправительные работы или лишение свободы сроком до одного года), если до состояния опьянения несовершеннолетнего довело лицо, от к-рого он находится в служебной зависимости. Этим же Указом запрещен прием несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спиртными напитками. Вовлечение несовершеннолетних в пьянство, т. е. систематич. доведение до состояния опьянения, независимо от родственных связей пострадавшего с виновным, рассматривается как уголовно наказуемое деяние (напр., по ст. 210 УК РСФСР за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство предусматривается лишение свободы сроком до 5 лет).

Установлены меры, препятствующие появлению на работе в нетрезвом состоянии или употреблению спиртных напитков в рабочее время или во время обеденного перерыва. Напр., в соответствии со ст. 38 Кодекса законов о труде РСФСР и соответствующими статьями кодексов о труде других союзных республик запрещается допускать к работе на предприятиях и в учреждениях в течение дня (смены) лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 19.VI. 1972 г. и указами Президиумов Верховного Совета других союзных республик «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» бригадир, мастера, начальники цехов, участков, смен и другие хозяйственные руководители, допускающие распитие подчиненными им работниками спиртных напитков на производстве, а также не принимающие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в состоянии опьянения, подлежат административной или уголовной ответственности. Получение травм на работе и в быту в состоянии опьянения рассматривается как несчастный случай, происшедший по вине потерпевшего; в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16.V. 1972 г. в этих случаях листок временной нетрудоспособности при

амбулаторном и стационарном лечении не оформляется и пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается.

Советское уголовное право устанавливает, что лица, совершившие преступления в состоянии опьянения, не освобождаются от несения наказания, а в ряде случаев опьянение рассматривается как отягчающее вину обстоятельство (напр., у водителей автотранспорта). В СССР не допускается управление транспортными средствами даже при минимальном опьянении; нарушение этого положения рассматривается как преднамеренное действие, направленное на создание аварийной ситуации на транспорте, виновные в зависимости от обстоятельств подлежат административному (штраф, временное или постоянное лишение прав на вождение транспортных средств) или уголовному наказанию.

Законодательством предусмотрено ограничение дееспособности с установлением попечительства над лицами, злоупотребляющими спиртными напитками и ставящими этим ейой семью в тяжелое материальное положение. Ограничение дееспособности лишает гражданина права производить без согласия попечителя распоряжаться своим имуществом, он не имеет права сам получать заработную плату, пенсию и все другие виды доходов, не может получать денежные переводы, вклады из сберегательной кассы и т. д. Дело об ограничении дееспособности вследствие злоупотребления алкоголем может быть начато судом по заявлению членов семьи, общественных организаций, пси-хиатрич. учреждения. Срок ограничения дееспособности судом не устанавливается. Ограничение дееспособности отменяется спец. решением суда по ходатайству органов попечительства, общественных организаций при наличии заявления подопечного и членов его семьи.

В соответствии со статьей 36 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении А. наряду с инф., венерич. и психич. заболеваниями относится к состояниям, представляющим опасность для окружающих и требующим спец. мер лечения и профилактики. Законодательством союзных республик (напр., Указ Президиума Верховного Совета РСФСР) предусмотрено принудительное лечение больных хрон. А., уклоняющихся от добровольного лечения, нарушающих трудовую дисциплину и общественный порядок, и трудовое перевоспитание их в лечебно-трудовых профилакториях в течение 1—2 лет. Направление в эти учреждения осуществляется судами, но судимости не влечет.

Социализм ликвидировал основные соц. факторы, способствующие распространению пьянства. Социалистич. общественное производство создает материальные ценности во имя человека и для блага .человека. Поэтому существование и распространение А. среди определенной части населения несовместимо с нормами социалистич. морали, искоренение его — важнейшая гос. задача.

АЛКОГОЛЙЗМ ХРОНЙЧЕСКИИ —

болезнь, развивающаяся вследствие систематического неумеренного употребления спиртных напитков. Первые при



Hosted by uCoz