Таблица 2. Относительная стоимость алкогольных напитков, уровень их потребления (включая процент крепких спиртных напитков) и показатель смертности от цирроза печени в разных странах
aB литрах чистого спирта на человека в возрастных группах от 15 лет и старше в 1966 или 1907 гг. Данные получены Фондом изучения наркомании, Торонто, Канада. ^Llnt J. de, Schmidt W. The epidemiology of alcoholism. In: Israel Y., ed.. Biological basis of alcoholism, New York, John Wiley, Sons, 1974; Produktschap voor Gedistil-leerde Dranken. Verslag over het Jaar, 1968 Schiedam, 1969* 0Стоимость 10 л чистого спирта, содержащегося в наименее дорогих напитках, доступных потребителям, деленная на величину личного дохода. Данные получены Фондом изучения наркомании (Торонто) из соответствующих правительственных учреждений обозначенных стран. * гГодовой показатель на 100 000 населения в возрасте 20 лет и старше. Сведения взяты из Demographic Yearbook 1966. New York, Statistical Office of the United Nations, Department of Economic and Social Affairs, 1967. дДанные не получены- Процент к ре-пких спирт- Относитель- Показатель Потребление ных напитков ная стоимость смертности от Страна алкоголя8 от всего объема алкогольных цирроза пече- потребляемо- напитков® ниг го алкоголя6 высоким показателем «чрезмерного» потребления; положительная корреляция между показателем потребления на душу населения и показателем смертности от цирроза печени (табл. 2) высокозначима (Р<0,001). Число случаев смерти от разных причин в отобранных группах лиц, неумеренно потребляющих алкоголь, в 2—4 раза превышает аналогичный показатель для населения в целом (табл. 3). Между тем в период с 1960 по 1968 г. потребление алкогольных напитков в Европе возросло на 17% 5; производство пива во всем мире увеличилось на 41%, вина — на 15%, спирта-ректификата — на 40%. Несчастные случаи на дорогах Основные положения программ, разрабатываемых в разных странах с целью сни зить частоту дорожных катастроф, связанных с алкоголизмом, таковы: 1) установление максимально допустимого уровня алкоголя в крови во время вождения транспортного средства и мер наказания за превышение этого уровня; 2) применение принудительных процедур по отношению к водителям, включая тесты по измерению концентрации алкоголя в выдыхаемом воздухе и в крови, для выявления нарушителей и 3) применение воспитательных мер. Согласно сообщению 6, полученному из Великобритании, в течение первого года после вступления в силу закона, устанавливающего для водителей допустимый уровень чалкоголя в крови и предусматривающего проведение в определенных обстоятельствах обязательного дыхательного теста, число зарегистрированных случаев смерти уменьшилось на 1152, тяжелых увечий — на И 177, а легких ранений — на 28 130. Однако в последнее время произошел, по-видимому, поворот к худшему, а это говорит о том, что еще понадобится немало времени и дополнительной документации, чтобы добиться эффективности таких программ, успех которых частично зависит от твердого и последовательного применения мер принуждения и наказания. Экономические последствия Обследования, проведенные в Канаде, США, Финляндии и Франции, показывают, что 10— 15 % госпитализированных больных страдают от заболеваний, вызванных потреблением алкоголя, на лечение которых в одной из этих стран расходуется более 40% общей суммы, выделенной для служб здравоохранения; к этому надо добавить значительные убытки экономического и социального характера, также связанные с алкоголизмом, равно как и ущерб в результате дорожных аварий, вызванных теми же причинами. Данные из Канады и США указывают на то, что алкоголь служит одной из основных причин примерно 50% случаев смерти во время автомобильных катастроф 7. Подсчет 5 Sulkunen P. Alkoholipolitiika 4: 147 (1973). 6 Закон о безопасности на дорогах от 1967 г. и его влияние на частоту дорожных аварий в Великобритании, Министерство транспорта, Лондон. Приведено в сборнике Alkohol und Verkehrssicherheit, Konferenzbericht der 5. Internationalen Konferenz Uber Alkohol urtd Verkehrssicherheit, Freiburg im Breisgau, 22—27 September 1969, Section IV, pp. 8, 10. 7 Campbell E. Mod. Med. (Minne-ap.), 24: 35 (1969) United States Departement of Transportation. 1968 Alcohol and highway safety report. A study transmitted by the Secretary of the Department of Transportation for the Congress, in accordance with the requirements of Section 204 of the Highway Safety Act of 1966, Public Law 89—564, Washington, D. C., US Government Ptinting Office, 1968, p. 14. 5* 343 | всех убытков, вызванных алкоголизмом в разных странах, показал бы, что они превышают общую сумму правительственных доходов, получаемых от продажи алкогольных напитков. Потребление напитков с пониженным содержанием алкоголя В ряде стран были разработаны различные налоговые системы, имеющие целью поощрить потребление пива и (или) вина, снизив спрос на напитки с высоким содержанием алкоголя. Таким путем предусматривалось ослабить остроту проблем, связанных с распространением алкоголизма. Однако статистические данные из многочисленных юридических источников показывают, что страны с повышенным средним уровнем потребления алкоголя не обязательно являются теми, в которых напитки отличаются высоким процентным содержанием спирта (табл. 2). Отсутствует и значимая корреляция между показателем смертности от цирроза и уровнем потребления крепких спиртных напитков per se8. Необходимо дальнейшее изучение связи между потреблением алкоголя и различными видами антиобщественного поведения, связанного с интоксикацией, а также особой роли (*если только таковая имеет место) пива и вина в проблематике «чрезмерного» потребления алкоголя. Таблица 3. Избыточная смертность в группах обследованных лиц, злоупотребляющих алкоголем*
Lint J. de. The epidemiology of alcoholism . . . In: Kessel N. et al., ed., Alcohollm: a medial profile. Proceedings of the First International Medical Conference on Alcoholism, London• 10—14 September 1973, London, B. Edsall, 1974. Роль рекламы Предприятие, производящее алкогольные напитки, может сослаться на то, что реклама его продукции нужна для поддержания или усиления ' его влияния на рынке сбыта, отрицая тот факт, что такая реклама способствует еще большему потреблению алкоголя. Очевидно, что распространение алкоголизма обусловлено более могущественным фактором, нежели реклама: очень острые проблемы, связанные с потреблением алкоголя, стоят во многих странах, где существует государственная монополия на производство алкогольных напитков И1 где предприятия по их изготовлению не рекламируют своей продукции. Тем не менее хорошо известно, что сбыт многих потребительских товаров может быть увеличен с помощью рекламы и в этом отношении алкогольные напитки едва ли представляют собой исключение. Не приходится также., сомневаться в том, что реклама способна повысить к ним интерес, способствовать их одобрению со стороны общества, а это затрудняет борьбу за здоровье людей и безопасность уличного движения. Покупательная способность и повышенное потребление алкоголя Согласно результатам обследований, существует значимая отрицательная корреляция между уровнем потребления алкогольных напитков и их относительной стоимостью (имеется в виду средняя цена потребляемого алкоголя, выраженная в,долях среднего дохода); случаи, когда при высоких ценах на алкогольные напитки относительно высок уровень алкоголизма, неизвестны (см. табл. 3 и рисунок). Общественная поддержка политики правительства по установлению высоких цен на алкогольные напитки, особенно в странах с высоким уровнем их потребления, возможна при четком понимании индивидуальной и социальной опасности злоупотребления алкоголем и особенно индивидуальных и социальных вы*год мер предупреждения алкоголизма и борьбы с ним. Программы мероприятий просветительного и воспитательного характера с использованием массовых средств информации могли бы способствовать общественному призна- 8 С учетом последствий общего потребления алкогольных напитков. 344 |