бы быть облегчены, если бы в каждой стране был единый национальный орган, независимый от производителей и распределителей, который сотрудничал бы с международными организациями, непосредственно занятыми проблемами наркомании: ООН, Международным советом по контролю над наркотическими средствами и ВОЗ. Прописывание контролируемых лекарств лицам, страдающим зависимостью, помогает уменьшить коммуникабельность между явными и потенциальными потребителями наркотических средств. Однако программы, делающие прописываемые или законные лекарства доступными для лиц, которым они не предназначены, могут увеличить потребление наркотических средств и усложнить связанные с этим проблемы. Мероприятия, проводимые в Великобритании и США, показали, что полезно ограничить прописывание наркотиков, поручив это врачам, имеющим специальное разрешение, чтобы уменьшить риск попадания наркотиков на черный рынок вследствие избыточного выписывания рецептов. Ограничения должны касаться количества прописываемых лекарственных средств, вызывающих зависимость, срока годности и частоты обновления рецептов. Рецепты для лекарств, подлежащих особо строгому контролю, должны сохраняться в течение 2— 3 лет для возможных официальных инспекций. Меры в отношении отдельных лиц или небольших групп Согласно некоторым наблюдениям, такие факторы, как дух бунтарства, степень усвоения учебного материала, курение сигарет, равно как отношение к этому, служат важными показателями для предсказаний, кто способен стать потребителем наркотических средств и в какой степени. Другими важными показателями возможного приема таких средств в настоящем и будущем являются: их доступность; прежний опыт потребления некоторых средств (например алкоголя); связь с друзьями-наркомана-ми; неполноценность личности, отражающая ее замедленное развитие; ослабление первичного и (или) вторичного контроля 1. Некоторые группы лиц, например отрицатели культуры или уличные банды, заменяют нормальный общественный контроль, ценности и институты своим собственным, часто жестким первичным контролем. При этом потребление наркотических средств, служа важным символом отказа от принципиальных ценностных установок и контроля со стороны общества, становится обычной практикой таких групп. Лица, страдающие лекарственной зависимостью, порицаемые за это обществом и лишенные возможности нормально трудиться, находить средства самоутверждения и удовлетворения своих потребностей в пределах основной культуры, часто бывают вынуждены обратиться к субкультуре, но если такие лица не оказываются социально изолированными, потребление ими наркотических средств остается в «разумных» пределах,, ори продолжают работать и вносят определенный вклад в общество. Роль социальных институтов. Школа является особо удобным местом для обнаружения ранних признаков развивающихся аномалий, но любая связь между такими признаками и потенциальным или действительным приемом наркотических средств не должна считаться достоверной, если нет доступа к таким средствам и учащийся не имеет контакта с лицами, их потребляющими. Было установлено, что работники служб здравоохранения и социального обеспечения тоже могут указать на значительный процент потребителей наркотических средств в обслуживаемых районах8. Изучая условия или обстоятельства, типично связанные с приемом наркотических средств (например, заболеваемость гепатитом, следы иглы, психотоксические и другие медицинские осложнения, потеря работы, неудачи с поисками работы, безволие, бездомность и одиночество), службы здравоохранения и социального обеспечения могут помочь в определении контингента потенциальных или явных потребителей наркотических средств. Еще болеет полезными могут быть нетрадиционные общественные учреждения, например специальные консультационные центры для молодежи, центры первой помощи или службы помощи по телефону, которые обеспечивают немедленный контакт с опытным работником, способным понять проблемы заинтересованного лица. Такие учреждения получают удовлетворительные результаты, используя группы поиска контактов с лицами, посещающими сборища наркоманов. Воздействие на сходные между собой группы. Воздействовать на такие группы возможно только с учетом выполняемой ими функции. Если такая функция имеет целью утверждение независимости или нонконформизма и если нар- 7 Первичный контроль исходит со стороны семейных или иных межличностных отношений; вторичный контроль — со стороны общества с его законами, обычаями и этическими нормами. 8 Alarcon R. de, Rathod N. Н. Brit. med. J., 2: 549 (1968); Alarcon R. de. Bull. Narcot., 21 (3): 17 (1969). 338 | котическое средство избрано для достижения такой цели, обычно более эффективным оказывается предложение альтернативных средств, чем борьба с наркоманией как таковой. Подобным образом перемещение из группы потребителей в группу непотребителей потребует, в частности, для подростков старшего возраста, чтобы новая группа отвечала таким важным потребностям потребителей наркотических средств, как осознанная или неосознанная жажда приключений, вкус к риску, желание новизны, стремление к самопознанию и творчеству, признание другими членами группы и уподобление им, установление новых социальных отношений, утверждение независимости, избежание физического или психическогоо дискомфорта. Информация и воспитательные программы Дискредитация программ, касающихся информации о наркотических средствах и воспитательных мер, во многом объясняется неправильным использованием таких программ и их единообразием. Информация носит односторонний характер; предполагаемый ее получатель не может задавать вопросы, выяснять отдельные моменты, выражать свое отношение или разрешать проблемы, вызванные информацией. Воспитание, наоборот, предполагает двустороннюю связь, допускает общение сторон, обучение и разрешение возникших проблем. Информационные программы. Чтобы быть эффективной, передаваемая информация должна быть точной и убедительной. Воспринимаемый ее носитель должен быть хорошо осведомленным и заслуживающим доверия; желательно, чтобы он импонировал информируемым лицам и был им приятен. Метод, основанный на внушении страха, эффективен только в особых случаях. Постоянно повторяемая информация о неизвестной ситуации, даже обрисовывающая ее в отрицательном свете, может усилить ее привлекательность и, таким образом, привести к обратному действию. Информация должна соответствовать уровню психического и социального развития получателя, степени его подверженности риску, его способности к осмысливанию получаемой информации. Тот, на кого обрушивается такой объем сведений, который невозможно усвоить, скорее будет отрицать представляемую опасность, игнорируя важность всей проблемы. Более важно то, что многие лица имеют тенденцию принимать только то, что поддерживает их представления и убеждения. Для предотвращения пагубных последствий приема наркотических средств разные заинтересованные группы нуждаются в разных видах и уровнях информации. Работникам здравоохранения необходимо знать о психодинамическом действии различных лекарств, вызывающих зависимость, о проявлениях всех аспектов наркомании, о представлениях и поведении различных категорий потребителей наркотических средств, об особенностях их приема и способах их добывания, о методах лечения и реабилитации больных. Большинство родителей, дети которых достигли возраста потенциального потребления наркотических средств, не нуждается в подробной фармакологической информации, но их необходимо просветить по следующим вопросам: а) наркотические средства и их действие, б) причины их применения, в) социальные факторы, способствующие развитию наркомании или препятствующие этому, г) важность поддержания открытых отношений с детьми, позволяющих откровенно обсуждать данный вопрос. Информация, специально подготовленная и переданная для определенной группы лиц (например, учителей и врачей), может оказаться полезной, но информация, адресованная через средства массового распространения самым разным группам населения, может доходить до них в превратном виде. Так, в одном из не очень хорошо продуманных извещений указывалось, что героин вызывает пристрастие только после применения в шестой раз. В результате некоторые из начавших принимать героин заявляли, что они давно хотели попробовать этот препарат, но сделали это только после того, когда узнали, что его можно вполне безопасно принимать пять раз. Воспитательные программы. Такие программы одинаково важны для взрослых и молодежи, их можно проводить как в учебных заведениях, так и вне их. В программах следует концентрировать внимание не на биохимических и фармакологических свойствах наркотических средств, а на личных нуждах и проблемах участников с учетом социально-культурных факторов и факторов окружающей среды. Воспитание не дает немедленного эффекта, и не следует ожидать, что оно окажет благоприятное влияние на всех тех лиц, которым адресована программа. Предварительные оценки таких программ, однако, показывают, что с их помощью достигается улучшение некоторых типов поведения, связанного с наркоманией, а иногда даже снижение или прекращение приема наркотических средств. 339 |