Проблемы, связанные с немедицинским применением наркотических средств. Алкоголь: растущая опасность. Всемирная организация здравоохранения, Женева // Хроника ВОЗ, №7, 1975, С.336-345.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 340   >>>   1  336  337  338  339  340 341  342  343  344  345 

Воздействие на окружающую среду

Наблюдение

Постоянное или периодическое наблюдение необходимо для выявления новых проблем, связанных с наркоманией, изучения эволюции прежних проблем, определения возможной эффективности или неэффективности политики или деятельности в области борьбы с наркоманией. Такое наблюдение включает: а) проведение выборочных обследований, б) получение информации от компетентных наблюдателей, прямо или косвенно связанных с потребителями наркотических средств и в) изучение эволюции таких показателей, как процент госпитализированных по поводу различных осложнений, связанных с потреблением наркотических средств (например, токсических психозов и гепатита); частота первичных и повторных поступлений в клинику для лиц, страдающих зависимостью; объем и характер проблем, по поводу которых люди обращаются в центры первой помощи; частота арестов или приговоров за правонарушения, связанные с потреблением наркотических средств.

Что касается наркотиков, продаваемых из-под полы, то контроль их цены, свойств и степени фальсификации можно осуществлять путем анализа конфискованных или приобретенных образцов. Помимо указаний об эффективности принудительных мер, полученные результаты дают возможность судить о наличии на черном рынке опасно загрязненных препаратов. Такие сведения, если они быстро распространяются через средства массовой информации или подпольную прессу, могут спасти человеческие жизни и ослабить связи между потребителями и поставщиками. Установленная система наблюдения может также помочь проверить правильность слухов, касающихся тех или иных ситуаций или событий, связанных с потреблением наркотических средств; подобные слухи, неточные, эмоционально окрашенные могут подсказать такие действия, которые будут не только неприемлемыми, но даже вредными.

Законодательные меры

Законы и регламентации могут быть разработаны для ограничения доступности лекарств, вызывающих зависимость; санкционирования или поощрения исправительных, принудительных или лечебных мер; обеспечения принудительного лечения лиц, использующих наркотические средства незаконно или во вред

себе; наказания лиц, использующих или хранящих такие средства; наказания и (или) изоляции лиц, занимающихся торговлей такими средствами; отговаривания других лиц от их приема или торговли ими. Комитет экспертов ВОЗ подтвердил свое прежнее заключение о том, что «клинические данные не служат достаточным основанием для решения вопроса: принимать или не принимать ту или иную форму принудительного лечения...» и что, «несмотря на значительный опыт, принудительное задержание само по себе не является полезной мерой» 9. Эяю заключение также совпадает с мнением Исследовательской группы ВОЗ 10 о неэффективности наказания как средства перевоспитания, о важности соответствия наказания степени серьезности преступления и о желательности декриминализации приема наркотических средств как такового для облегчения добровольных контактов между потребителями и «помогающим персоналом».

Стрессы связанные с окружающей средой

Социальные условия, порождающие нищету, отчужденность или деградацию, могут побуждать некоторых людей к потреблению наркотических средств. Признавая одновременность социально-культурных изменений, предполагают, что вероятность пагубных последствий приема наркотических средств может быть уменьшена устранением следующих факторов: а) расовой или иной дискриминации, б) социальной бесперспективности, в) антисанитарных или опасных условий труда,-г) несправедливостей на работе или службе, д) плохих жилищных условий, е) нищеты и ж) неудач в заслуженном признании. Социально ориентированные программы могут преследовать специальные профилактические цели, например, улучшение условий жизни в тех городских кварталах, где особенно остры проблемы, связанные с потреблением наркотических средств. Кроме того, можно предусмотреть оказание помощи бывшим, нынешним или потейциаль-ным потребителям таких средств, предоставляя им работу или возможность пользоваться социальными или медицинскими услугами, в которых им иногда отказывают.

Роль исследований

Для определения изменений, если только они имеются, вызванных вмешательством в

0 WHO Technical Report Series, No. 460, 1970, p. 28.

10 WHO Technical Report Series, No. 516, 1973, pp. 33—35.


340

специальную проблематику наркомании, цели вмешательства, методы их достижения и критерии для оценки степени таких изменений должны быть четко сформулированы. Оценка программы может включать наблюдение за переменными величинами до и после осуществления новой политики или же изучение результатов вмешательства в двух или нескольких коллективах одной страны или разных стран. Также желательны испытания на местах, в ходе которых лица подвергаются определенному воздействию, а затем сравниваются с контрольной группой.

Стандартизация целей изучения, методов воздействия и критериев оценки улучшает сравнимость результатов профилактических программ.

Для определения природы и объема проблем, связанных с потреблением наркотических средств, могут быть использованы два типа данных: а) неспецифические и уже имеющиеся данные (например, основные статистические сведения, информация, предоставленная службами здравоохранения, социального обеспечения и правопорядка) и б) новые данные, специально относящиеся к проблемам наркомании.

Неспецифические данные обычно более полезны для выявления тенденций в конкретном месте, чем для сравнения разных обществ и особенно стран.

Помимо улучшения показателей затраты /выгоды и затраты/ эффективность, действенность профилактических программ может быть усилена псевдоперспективными (когорт-ными) исследованиями11. Эволюции приема наркотических средств для объяснения, почему одни приемлют образ жизни наркоманов, а другие (со многими аналогичными личностными и социально-культурными характеристиками) не приемлют такого образа жизни; почему у одних потребителей развивается зависимость, а у других нет; наконец, как обнаружить отклонение от норм поведения и обозначить его как аномалию; способствует ли такое обозначение устойчивости аномалии или «помогает свести ее на нет. Другие потенциально важные исследования могут привести к разработке эффективных средств против боли и кашля с более слабыми наркотическими характеристиками, чем у существующих сейчас препаратов, а также к улучшению блокаторов (например, наксалона), сенсибилизирующих соединений (например, дисульфирама) и замещающих препаратов (например, метадона).

Согласованные действия

Предотвращение или улучшение ситуации, связанной с потреблением наркотических средств, должно быть первоочередной задачей для стран, которые уже заняты или будут заняты производством, распределением или применением лекарственных средств, вызывающих зависимость. Уменьшение числа случаев или тяжести наркомании представляет собой более широкую, более специфическую и часто более реальную цель, чем предотвращение немедицинского использования наркотических средств как таковых.

Согласованные действия представителей разных дисциплин и организаций, принимающих участие в профилактических программах (например, служб здравоохранения и социального обеспечения, официальных и неофициальных просветительных учреждений, законодательных и юридических органов, специальных учреждений для молодежи), будут более эффективными, если ведущие общественные деятели и другие ответственные лица, чьи взгляды и убеждения помогают созданию социальнокультурных ценностей и представлений (например, экономисты, социологи, промышленные и рабочие лидеры, священники), смогут заранее ознакомиться с целями программ и способами их достижения, что поможет добиться взаимопонимания. Поскольку многие отчужденные лица не желают искать помощи от институтов, связанных с господствующей культурой, следует предусмотреть учреждение новых служб, отличающихся от традиционных. Эти «новые» службы (по оказанию помощи, установлению контактов, раннему выявлению случаев, а также службы, помогающие людям справиться со своими трудностями) должны координироваться со «старыми» службами (т. е. органами здравоохранения или социального обеспечения). Сомнительно, чтобы ка-кая-либо из этих служб могла осуществлять свои функции, если обе системы полностью сольются с самого начала, но такая интеграция, если она окажется желательной, может произойти впоследствии.

11 Перспективные исследования предусматривают длительное наблюдение за группой или когортой, первоначально свободной от изучаемого нарушения. Такие исследования стоят дорого и дают результаты не скоро; этих недостатков в некоторой степени можно избежать, если прибегнуть к псевдоперспективным исследованиям, при которых в данный момент наблюдается когорта, выбранная из группы высокого риска на основании добытой ранее информации (см: WHO Technical Report Series, No. 626, 1973, pp. 28—29).


341



Hosted by uCoz