1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 | |
486 ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ СЕССИЯ ВСЕМИРНОЙ АССАМБЛЕИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ЧАСТЬ II связь в системе простой информации на наиболее примитивном уровне, при отсутствии которых данные по санитарной статистике будут просто передаваться на более высокие инстанции и затем предаваться забвению. Д-р DAS (Непал) выражает удовлетворение по поводу того, что ВОЗ придает особое значение вопросу сбора, оценки и обработки данных. Ссылаясь на Официальные документы ВОЗ, № 220, с. 335, выступающий отмечает, что общие предполагаемые сметы на программу снизились в расчете на 1976 г. до 639 530 ам. долл. по сравнению с 653 200 ам. долл. в 1975 г; кроме того, .по проекту РРН 001 (Помощь государственным программам планирования семьи) (с. 336) объем общих предполагаемых смет снизился на 1976 г. до 71 000 ам. долл. по сравнению с 110 100 ам. долл. в 1975 г. По его мнению, должно иметь место увеличение, а не снижение этого объема. Д-р KUPFERSCHMIDT (Германская Демократическая Республика) говорит, что его делегация высоко ценит статистические и эпидемиологические данные, собираемые ВОЗ, которые помогают идентифицировать основные проблемы здравоохранения и анализировать общие тенденции в области здравоохранения. Однако сравнение общей продолжительности жизни новорожденных в различных странах не является более адекватным средством сравнения состояния здравоохранения населения: общие тенденции в области здравоохранения легче определить, сравнивая среднюю ожидаемую продолжительность жизни различных .возрастных групп и больных, страдающих некоторыми распространенными заболеваниями, при проведении лечения и без него. Выступающий представляет себе трудности, с которыми связано предоставление достоверной информации, но спрашивает, не может ли ВОЗ привести некоторые статистические данные по этому поводу. Д-р ALFA CISSE (Нигер) говорит, что использование статистических данных и эпидемиологической информации вызывает значительные проблемы у большинства развивающихся стран. В том случае, когда в какой- либо области не имеется достаточного числа врачей, а только лишь вспомогательный персонал с ограниченным уровнем знаний, и когда фактически отсутствуют статистические службы, следует проявлять осмотрительность в вопросах сбора и использования данных. По мнению выступающего, характер эпидемиологических данных, которые должны сообщать ВОЗ развивающиеся страны, не является обоснованным. Как может такая страна, как Нигер, не имея ни одной лаборатории, располагающей адекватным персоналом и оборудованием, диагностировать, например специ¬ фическую форму вирусного гепатита, лепто- спироз или риккетсиоз? Те данные, которые все-таки поступают от Нигера, в большинстве случаев исходят от медицинских сестер. Каким образом на этом основании ВОЗ может принимать правильные решения и даже осуществлять кампанию против данной болезни? Даже в том случае, если имеется необходимая инфраструктура в отношении персонала и оборудования, статистические службы нередко все еще фактически отсутствуют. Поэтому он считает, что в той степени, в которой это касается развивающихся стран, вначале должны быть решены первоочередные задачи. Его страна будет по-прежнему продолжать предоставлять информацию по определенным болезням. Однако ВОЗ следует прежде всего обратить внимание на оказание помощи в подготовке персонала и оснащении лабораторий, с тем чтобы развивающиеся страны могли выполнять поставленные перед ними задачи, что является абсолютно необходимым для успешного выполнения предложенных ВОЗ программ. Методология санитарной статистики (программа 7.1.2) Проф KOST.RZEWSKI (Польша) говорит, что санитарная статистика будет играть все большую роль в программах ВОЗ, поскольку при планировании, осуществлении и оценке любой деятельности в области общественного здравоохранения необходима эффективная информационная система. Надежная информация в области здравоохранения является первостепенной потребностью, особенно в странах, планирующих и создающих комплексную систему медицинского обслуживания, а также там, где информационная система санитарной статистики должна быть эффективной, простой и дешевой. В государствах-членах имеется много специалистов и проявляется большая инициатива, так же как и при осуществлении проектов ВОЗ в странах и при этом решающее значение имеет тесное сотрудничество с региональными бюро и штаб-квартирой. Данный опыт может, быть использован для улучшения методологии санитарной статистики, классификации болезней и служб санитарной статистики в целом. Чрезвычайно интересная работа проводится в Африке, особенно в Нигерии и Кении. Например, центр эпидемиологического надзора в Найроби готовит новую информационную систему в области здравоохранения, которая должна быть приемлема для всех медицинских учреждений как государственных, так и частных. Такого вида деятельность, которую несомненно начнут осуществлять и другие регионы, может служить в качестве обратной связи со стороны государств-членов и быть весьма полезной для работы штаб-квартиры. | КОМИТЕТ А: ТРИНАДЦАТОЕ ЗАСЕДАНИЕ 487 Распределение статистической информации (программа 7.1.3) ПРЕДСЕДАТЕЛЬ представляет на рассмотрение проект резолюции по санитарной статистике, касающейся алкоголя. Проект был составлен делегациями Канады, Дании, Финляндии, Кении, Норвегии, Польши, Швеции, Соединенных Штатов Америки и Замбии. Двадцать восьмая сессия Всемирной ассамблеи здравоохранения, напоминая о рекомендациях совещания Комитета экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости, которое проводилось в Женеве с 8 по 13 октября 1973 г.; отмечая распространенную тенденцию к возрастанию уровня потребления алкоголя ■в некоторых промышленно развитых и развивающихся странах и обусловленный этим вред для здоровья, что требует новых инициатив на международном и национальном уровнях; отмечая связь между уровнем потребления алкоголя и некоторыми формами нарушения состояния здоровья; признавая, что надежная статистическая информация о потреблении алкоголя и некоторых формах нарушения состояния здоровья является основным ингредиентом при выработке ориентированной на национальное общественное здравоохранение политики в отношении алкоголя; учитывая потребность расширить масштабы санитарно-статистической информации, которая охватывала бы не только диагностические нозологические единицы, но весь круг основных детерминантов здоровья. ПРЕДЛАГАЕТ Генеральному директору: 1) обратить особое взимание в рамках будущей программы ВОЗ -на масштабы и важность проблем индивидуумов, общественного здравоохранения и социальных проблем, связанных с существующим потреблением алкоголя во многих странах мира и широко распространенной тенденцией ,к повышению уровня потребления; 2) в сотрудничестве с компетентными международными и национальными организациями и органами принять меры по разработке систем сравнимой информации о потреблении алкоголя и о другой соответствующей информации, необходимой для разработки ориентированной на общественное здравоохранение политики в отношении алкоголя; 3) глубоко изучить на основе такой информации, какие меры можно принять, для того чтобы бороться с ростом потребления алкоголя, представляющим опасность для общественного здравоохранения; и 4) представить доклад по этому :вопросу предстоящей сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Д-р LEPPO (Финляндия), представляя проект резолюции, говорит, что он исходит главным образом из трех соображений. Первое касается того, что предложение относится к теме «санитарная статистика», но к нему имеет отношение ряд других секторов программы. Как говорится в Официальных документах ВОЗ, № 220, с. 333, статистический материал должен служить определенной цели и его следует ориентировать на нужды потребителя. Для того чтобы достичь этой цели, внимание должно быть уделено не только конечному результату в отношении болезни или других факторов, но также факторам риска и п р е д р ас п о л аг а ю щ и м о б сто я те л ьс тв ам, в еду - щим к такому результату. На примере в случае рака легких или хронических респираторных болезней достоверная статистическая информация об уровне и характере потребления табака является существенным показателем степени риска и непременным условием любой эпидемиологической оценки или анализа эффективности программы. Это же касается и кариеса зубов, когда учитываются уровень и характер потребления сахара и поступление в организм фтора у различных групп населения. Статистика автодорожных катастроф также не имела бы большой ценности без соответствующей исходной информации; статистические данные о заболеваемости брюшным тифом и смертности в результате этой болезни и о других водных инфекциях лишь только тогда значимы, когда рассматриваются в связи с условиями водоснабжения. В этом состоит смысл последнего пункта преамбулы проекта резолюции. Второе соображение, которое непосредственно относится к содержанию проекта резолюции, состоит в том, что хотя ВОЗ давно считает лекарственную зависимость важной проблемой общественного здравоохранения, на алкоголь в целом не обращается достаточного внимания. Недавно, однако, это положение изменили два доклада. Первый под названием «Политика борьбы с алкоголизмом и общественное здравоохранение» был опубликован Европейским региональным бюро1. Второй доклад — это последний доклад Комитета экспертов ВОЗ по лекарственной зависимости2, опубликованный на английском языке в 1974 г. Выступающий приводит некоторые выдержки из доклада Комитета, в котором подчеркивается, что проблемы, вызываемые употреблением алкоголя, чаще более значительны, чем проблемы, связанные с другими вызывающими зависимость лекарственными средствами; что алкоголизм наносит значи¬ 1 Документ EURO 5455 IV. 2 Серия технических докладов ВОЗ, JsT? 551, '1975. |