Малая медицинская энциклопедия: В 6-ти т. АМН СССР — Т.1 — М.:Советская энциклопедия, 1991

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 57   >>>

  1  2  3  55  56  57 58  59  60  61  62  63  64 

нем Китае и Древнем Египте во втором тысячелетии до н.э. пьяниц подвергали суровым и унизительным наказаниям; в Афинах в 6 в. до н.э. была запрещена продажа неразбавленного вина; в Спарте в 5 в. до н.э. под страхом сурового наказания было запрещено употребление алкоголя молодыми, особенно в день свадьбы; в Риме с 3 в. до н.э. существовал запрет пить вино лицам до 30-летнего возраста.

С началом образования в Европе централизованных национальных государств (15—16 вв.) также делались попытки общественного ограничения пьянства. Вначале они носили чисто нравственный, а затем и законодательный характер. Напр., в послании митрополита Фотия в 1410 г. возбраняется пить вино до обеда, в домостроевских нормах Сильвестра предписывалось сыну не напиваться хмельным допьяна, а невестке — вина не любить и не давать пьянствовать домочадцам. Иваном III был издан указ, к-рым запрещалось «гнусное» пьянство. По этому указу простому народу разрешалось варить хмельное только 4 раза в год — на большие церковные праздники и в исключительных случаях — на семейные торжества; по окончании льготного времени оставшееся спиртное опечатывалось до следующего праздника. На людей привилегированного положения указ не распространялся. В праздничные дни пьянство в средневековой Руси было всеобщим; пили священнослужители, женщины, дети. Дальнейший рост пьянства начинается с введением государственной монополии на торговлю спиртным и открытием «царевых кабаков» (50-е гг. 16 в.).

С конца 18 в. борьба с А. принимает более организованный характер и развивается по мере установления экономического ущерба, наносимого пьянством, и отрицательного влияния систематического употребления алкоголя на организм человека, на труд и блогосостояние общества. Суть противоалкогольных мероприятий сводилась к борьбе с потреблением алкоголя населением, с распространением алкогольных напитков и с ростом их производства. В 19 в. начали создавать различные противоалкогольные лиги и ассоциации, пропагандистская деятельность к-рых приобретает характер планомерной воспитательной и санитарно-просветительной работы, особенно среди молодежи. В ряде стран деятельность противоалкогольных организаций не ограничивалась пропагандистской работой. Они добивались от правительства и органов местного самоуправления проведения законодательных мер, направленных на ограничение распространения и производства спиртных напитков.

Меры по ограничению распространения алкогольных напитков получают отражение в таких законоположениях, как запрет продажи спиртного несовершеннолетним (до 16—18 лет в различных странах) или в определенные дни и периоды (вьгходные и праздничные дни, дни выдачи зарплаты, призыва в армию, периоды посевной и уборочной кампании и т.д.), установление времени продажи и предельного количества спиртных напитков, отпускаемых одному покупателю, и др.

Одной из форм ограничения распространения и производства спиртных напитков, особенно для стран, не имеющих государственной монополии на торговлю алкоголем, явились меры по ограничению доходов владельцев предприятий, производящих спиртные напитки или торгующих ими. В 1865 г. в Швеции был введен порядок, согласно к-рому отпуск спиртных напитков разрешался только в ограниченном количестве и лишь при условии одновременного приема горячей пищи. Владелец трактира или ресторана при этом был более заинтересован в продаже пищи, т.к. из доходов от продажи спиртных напитков он получал только 6% (так наз. Готенбургская система). Весь остальной-доход поступал в муниципалитет и предназначался для ведения антиалкогольной работы, а также оказания помощи семьям алко-

голикон. С нек-рыми изменениями Готенбургская система была введена также в Норвегии и Финляндии. Видоизменением Готенбургской системы явилась так наз. система Братта, принятая в Швеции в 1919 г. и вводившая своеобразный паск.

По системе Братта главы семей, постоянно проживающих в данной местности, ежемесячно получали карточки на приобретение определенного количества спиртного в расчете на каждого взрослого члена семьи. В случаях семейных торжеств, регистрируемых органами местного самоуправления (свадьба, юбилей, крестины), семья получала право на единовременное дополнительное получение спиртного. Критики карточного распределения спиртных напитков подчеркивают, что при этом выбирают норму и начинают пить спиртное те лица, к-рые в условиях доступности алкоголь бы не употребляли. На ограничение распространения спиртных напитков направлены также законоположения об условиях открытия предприятий, торгующих спиртными напитками, и установление права населения и органов местного самоуправления решать вопросы о существовании старых и открытии новых мест продажи алкоголя. Так возникло право общин вводить местный запрет на продажу алкогольных напитков, к-рое в начале 20 в. периодически осуществлялось в Норвегии, Финляндии, Дании, Голландии, Германии и Швейцарии. Однако право местного запрета носило скорее пропагандистский характер, т.к. вводилось на ограниченной территории и не лишало жителей права приобретать спиртное в соседних районах. Поэтому естественным продолжением права местного запрета становится законодательство о запрещении также и производства спиртных напитков, причем в масштабах крупных областей и даже всего государства. Так возникли запретительные алкогольные законы, предусматривающие частичное (отдельные крепкие алкогольные напитки) или полное запрещение производства и продажи спиртных напитков, вводимое временно, в связи с особыми государственными нуждами (война, мобилизация, неурожай и др.), или постоянно. Но на практике введение в ряде стран запретительного алкогольного законодательства не дало должного эффекта. Частичное запрещение алкоголя, распространяющееся на крепкие спиртные напитки (напр., запрет абсента в Бельгии и во Франции, напитков крепостью более 12% в Норвегии), приводило к значительному росту потребления менее концентрированных напитков. Т.о., алкоголизация населения не уменьшалась, т.к. количество вводимого в организм абсолютного алкоголя не изменялось, а по нек-рьгм данным даже увеличивалось в связи с менее осторожным отношением большинства населения к некрепленым алкогольным напиткам. Полный временный запрет алкоголя, вводимый в связи с государственными нуждами, во-первых, далеко не всеми соблюдался, а во-вто-рых, вызывал значительный подъем потребления спиртных напитков среди населения после его отмены. Об этом, в частности, свидетельствуют данные ряда европейских стран, осуществлявших это мерю приятие в период первой мировой войны. Попытки введения полного постоянного запрета алкоголя в нек-рых странах потерпели неудачу в связи с экономическим давлением со стороны стран с развитым винодельческим производством, ввозом контрабандного спирта, развитием внутри страны черного рынка и самогоноварения.

В СССР борьба с А. с первых дней Советской власти становится одной из важных сторон внутренней политики государства. Получив в наследие разоренную войной и интервенцией страну и печально знаменитое «российское пьянство», осознав сложность и длительность работы по ликвидации этого наследия, социалистическое государство привлекло к участию в борьбе с А. широкие массы трудящихся, партийные, советские, профсоюзные, комсо

мольские и другие организации. Советское государство видело залог успеха борьбы с А. и осуществлении широких социальных преобразований, направленных на укрепление экономики страны и социалистического обществен ного строя, формирования социалистической морали, повышение блогосостояния, культуры и образованности народных масс, улучшение условий труда и быта, создание сети противоалкогольных учреждений и др. Однако рост блогосостояния, культуры, улучшение условий труда и быта, полная занятость населения, перестройка на основах социалистической морали семейных и трудовых отношений, являясь достаточной основой для устранения социально-психологических причин А., не могут гарантировать общество от появления лиц, к-рые в силу личностных особенностей или интеллектуальной незрелости злоупотребляют спиртными напитками.

Система противоалкогольной работы в СССР представляет комплекс воспитательных, санитарно-просветительных, ограничительных и медицинских мероприятий, сочетаемых с мерами общественного и государственного пресечения в отношении лиц, не желающих следовать нравственным установкам социалистического общества.

Задача противоалкогольного воспитания населения — изменить отношение к алкоголю. Употребление спиртных напитков должно рассматриваться как порочное явление, наносящее ущерб интересам государства, здоровью, материальным и семейным интересам пьющего, не совместимое с нравственным обликом советского человека. Вторая, не менее важная задача — пропаганда мер по борьбе с А., осуществляемых государственными и административными органами, а также общественными организациями; мобилизация общественности и широких масс трудящихся на борьбу с пьянством, вооружение их конкретными знаниями о пагубном влиянии алкоголя на здоровье, труд, быт, блогосостояние и нравственность общества. Особое внимание обращено на противоалкогольное воспитание учащейся и рабочей молодежи.

Способствуют эффективности противоалкогольной воспитательной работы, особенно среди молодежи, организация культурного досуга, в т.ч. дальнейшее расширение сети театров, концертных залов, кинотеатров, музеев, выставочных залов, клубов, Дворцов культуры, безалкогольных молодежных кафе, парков, зон огдыха, строительство новых спортивных сооружений, развитие самодеятельности, народных театров, массового физкультурного движения и др. Их значение, в частности, состоит в том, что пагубному пристрастию к алкоголю противопоставляются различные формы активного интеллектуального отдыха.

Существенной особенностью противоалкогольной пропаганды в СССР является сочетание форм массовой и индивидуальной работы. Последнее применяется к лицам, неустойчивым в отношении потребления алкоголя, и включает в себя, кроме разъяснительных бесед, проводимых медработниками, представителями администрации и общественных организаций, выявление обстоятельств производственной деятельности, бытовых условий или семейной жизни, к-рые привели данного человека к частому употреблению спиртного, а также оказание действенной помощи в искоренении порочной привычки к алкоголю. Эту работу проводят комиссии по борьбе с пьянством, избираемые на промышленных предприятиях, представители общественности в микрорайонах городов и с.-х. объединениях. Антиалкогольную деятельность координируют комиссии по

57

борьбе с пьянством и алкоголизмом при исполкомах местных Советов, куда входят представители органов внутренних дел, здравоохранения, образования, торговли и общественного питания. Помимо этого комиссии при исполкомах контролируют выполнение антиалкогольного законодательства, соблюдение правил продажи и потребления спиртных напитков, выносят на рассмотрение местного органа власти предложения по усилению борьбы с пьянством, выходят с предложениями на соответствующие ведомства и организации. Комиссии при исполкомах обращаются в суд с ходатайствами о направлении на принудительное лечение уклоняющихся от лечения или продолжающих пьянствовать после лечения больных алкоголизмом, о признании ограниченно дееспособными лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, возбуждении дела по поводу тунеядства лиц, уклоняющихся от работы в связи с пьянством, о лишении по этой же причине родительских прав и др.

Распространение алкогольных напитков среди населения ограничивается принятыми законодательными мерами: сокращение производства водки и крепких спиртоводочных изделий, борьба с домашним производством крепких спиртных напитков — самогона, чачи, тутовой водки и др. Напр., УК РСФСР предусматривает уголовное наказание за самогоноварение

— лишение свободы сроком до 3 лет.

Советским законодательством предусмотрены меры, предупреждающие распространение А. среди молодежи. Родители-алкоголики могут быть лишены родительских прав (напр., в соответствии со ст. 59 Кодекса законов о браке и семье РСФСР); на территории СССР запрещена продажа алкогольных напитков несовершеннолетним. Законодательством союзных республик предусмотрены административные и уголовные наказания лиц, виновных в доведении несовершеннолетних до состояния опьянения. Так, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. на родителей и других лиц, виновных в доведении несовершеннолетнего до состояния опьянения, накладывают административный штраф в размере от 50 до 100 руб., а если до состояния опьянения несовершеннолетнего довело лицо, от к-рого он находится в служебной зависимости, то это лицо подлежит уголовному наказанию (штраф в размере от 200 до 300 руб., исправительные работы или лишение свободы сроком до 2 лет). Этим же указом запрещен прием несовершеннолетних на работу, связанную с производством, хранением и торговлей спирными напитками. Вовлечение несовершеннолетних в пьянство, т.е. систематическое доведение до состояния опьянения, независимо от родственных связей пострадавшего с виновным рассматривается как уголовно наказуемое деяние. Напр., по ст. 210 УК РСФСР за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство предусматривается лишение свободы сроком до 5 лет.

Установлены меры, препятствующие появлению на работе и в общественных местах в нетрезвом состоянии или употреблению спиртных напитков в рабочее время либо во время обеденного перерыва. Напр., в соответствии со ст. 38 Кодекса законов о труде РСФСР и соответствующими статьями кодексов о труде других союзных республик запрещается допускать к работе на предприятиях и в учреждениях в течение дня (смены) лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Указом Президиума Верховного Совета СССР об усилении борьбы с пьянством (1985) установлена административная ответственность за распитие спиртных напитков в общественных местах, на производ

стве, во всех видах общественного транспорта, за появление в этих местах в нетрезвом виде; бригадиры, мастера, начальники цехов, участков, смен и другие хозяйственные руководители, допускающие распитие подчиненными им работниками спиртных напитков ра производстве, а также не принимающие мер к отстранению от работы лиц, находящихся в состоянии опьянения, подлежат административной или уголовной ответственности. Получение травм на работе и в быту в состоянии опьянения рассматривается как несчастный случай, происшедший по вине потерпевшего. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 16 мая 1972 г. в этих случаях листок временной нетрудоспособности при амбулаторном и стационарном лечении не оформляется и пособие по временной нетрудоспособности не выплачивается. По постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС «О дополнительных мерах по укреплению трудовой дисциплины» (1983), даже за однократное появление на работе в нетрезвом состоянии рабочий может быть переведен на нижеоплачиваемую работу, а служащий понижен в должности на срок до 3 мес. Администрация предприятий, учреждений и организаций имеет право увольнять работников за появление на работе в нетрезвом состоянии.

Советским уголовным правом установлено, что лица, совершившие преступления в состоянии опьянения, не освобождаются от несения наказания, а в ряде случаев опьянение рассматривается как отягчающее вину обстоятельство (напр., у водителей автотранспорта). В СССР не допускается управление транспортными средствами после приема спиртных напитков. Нарушение этого положения рассматривается как преднамеренное действие, направленное на создание аварийной ситуации на транспорте. Виновные, в зависимости от обстоятельств, в соответствии с указами Президиума Верховного Совета СССР об административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения (1983) и об усилении борьбы с пьянством (1985), подлежат штрафу в сумме 100 руб. или лишению прав на вождение транспортных средств сроком от 1 года до 3 лет.

Законодательством предусмотрено ограничение дееспособности с установлением попечительства над лицами, злоупотребляющими спиртными напитками и ставящими этим свой семью в тяжелое материальное положение. Ограничение дееспособности лишает гражданина права без согласия попечителя распоряжаться своим имуществом, он не имеет права сам получать заработную плату, пенсию и все другие виды доходов, не может получать денежные переводы, вклады из сберегательной кассы и др. Дело об ограничении дееспособности вследствие злоупотребления алкоголем может быть начато судом по заявлению членов семьи, общественных организаций, психиатрического учреждения. Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1985 г. определили новый этап решительной борьбы с пьянством и алкоголизмом. Неуклонное соблюдение антиалкогольного законодательства, повышение ответственности должностных лиц, взаимной требовательности, контроля в сочетании с ограничительными мерами по производству и распределению спиртных напитков снизило злоупотребление алкоголем и сократило количество последствий этого (заболеваемость, в т.ч. травматизм, нарушения общественного порядка, производственной дисциплины). С 1985 г. организованы общества трезвости (регионарные, профессиональные, производственные).

В соответствии со ст. 36 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении А. наряду с инфекционными, венерическими и психическими болезнями относится к состояниям, представляющим опасность для окружающих и требующим специальных мер лечения и профилактики. Законодательством союзных республик предусмотрено принудительное лечение больных А., уклоня

ющихся от добровольного лечения, нарушающих трудовую дисциплину и общественный порядок, и трудовое перевоспитание их в лечебно-трудовых профилакториях в течение

1—2 лет. Направление в эти учреждения осуществляется судами, но судимости не влечет.

Добровольное лечение А. производится в сети наркологической службы в зависимости от формы и тяжести болезни. Оказывается амбулаторная (в наркологических районных, городских, областных, республиканских диспансерах) или стационарная помощь. Больных А. госпитализируют в наркологические отделения психиатрических больниц или в специализированные наркологические больницы. Такие больницы, в развитие концепции А.С. Макаренко о трудовом перевоспитании, трудовом оздоровлении личности, нередко организуются при промышленных предприятиях. +Между организациями здравоохранения и промышленности заключается договор о взаимных обязательствах, одно из к-рых — полная оплата труда больных. Таким образом обеспечивается материальная помощь семье лица, находящегося на лечении. Взаимовыгодность договора способствует дальнейшему расширению этой формы стационарного лечения больных алкоголизмом. В наст, время ок. 60% наркологических коек функционирует при промышленных предприятиях. Получило развитие анонимное лечение в хозрасчетных наркологических поликлиниках, организованных во многих крупных городах. При этом больной может не называть своей фамилии, мед. регистрация ведется по номеру амбулаторной карты.

Библиогр.: Лисицын Ю. П. и Копыт Н. Я. Алкоголизм, социально-гигиенические аспекты, М., 1983; Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения, под ред. Ю. П. Лисицына, т. 1, с. 17S, М., 1987. Ю.П. Лисицын, А. М. Сточнк.

АЛКОГОЛИЗМ ХРОНИЧЕСКИЙ — заболевание, характеризующееся совокупностью психических и соматических расстройств, возникших в результате систематического злоупотребления алкоголем. Важнейшими проявлениями А.х. являются измененная выносливость к алкоголю, патол. влечение к опьянению, возникновение после прекращения приема спиртных напитков абстинентного синдрома.

В СССР получила распространение классификация, по к-рой выделяются 3 стадии хрон. алкоголизма. В первой стадии основным симптомом является патол. влечение к опьянению; определяющим признаком второй стадии считается алкогольный абстинентный синдром; третья стадия характеризуется возникновением устойчивого снижения выносливости к алкоголю. Во второй и третьей стадиях А.х. потребность в опохмелении возникает только после употребления определенных количеств спиртных напитков. Иногда выделяют промежуточные стадии алкоголизма.

Этиология. Основным фактором, определяющим вероятность формирования А.х., являются частота употребления спиртных напитков и их количество. Способствующие факторы — определенный склад личности (бездуховность, отсутствие серьезных интересов, повышенная внушаемость), патол. черты характера (склонность к колебаниям настроения, трудности в установлении контактов, застенчивость, астенические и истерические расстройства), индивидуальные особенности нейромедиаторных и окислительных систем.

Патогенез. Патогенетической основой А.х. считается изменение функционирования нейромедиаторных систем головного мозга, прежде всего катехоламиновой и эндогенных опиатных образований. С нарушением их деятельности связано возникновение влечения к алкоголю, изменение выносливости к нему и появление абстинентного синдрома. В патогенезе поражения органов и-систем придается значение токсическому действию ацетальдегида, образующегося при окислении алкоголя, дефициту витами

58



Hosted by uCoz