Большая советская энциклопедия, 1-е издание, том 2, М.:Советская энциклопедия, 1926 г., статья "Алкоголизм"

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 237   >>>

  1  233  235  237 239  241  243  245 

прекращение употребления спиртных напитков,—что, однако, в ряде случаев, особенно у страдающих запоем, довольно трудно. Лечение хронических алкоголиков следует проводить в лечебнице или диспансере (амбулатории) для нервных больных.

Описанное выше действие алкоголя показывает, что человеческий организм совершенно не нуждается в нем; и умственная и физическая работа могут быть производимы человеком вполне нормально без «возбужда-ющих»приемов спиртных напитков. Наука, выяснив характер действия алкоголя на человеческий организм, установила истинную природу этих т. н. «возбуждающих» свойств спиртных напитков. Так, напр., испытываемое уставшим человеком повышение мышечной силы после приема небольшого количества алкоголя объясняется его наркотическим действием. Блогодаря этому создается ложное ощущение как бы уменьшения усталости, но вслед за этим, очень непродолжительным (15—30 мин.) ощущением наступает еще более резкое и длительное понижение работоспособности. Так же обманчиво и согревающее действие алкоголя, и потому более чем сомнительна целесообразность употребления с этой целью спиртных напитков во время работ и экспедиций в холодных странах. Вызванное расширением,—вследствие приема алкоголя,—поверхностных сосудов кожи ощущение согревания быстро сменяется понижением температуры тела, блогодаря усиленной отдаче тепла расширенными сосудами окружающему воздуху. Только в последние десятилетия была разрушена т. о. легенда о «блоготворных» свойствах алкоголя, но предрассудки и заблуждения относительно этих свойств сильно дают себя чувствовать и в наст, время.

Описанное выше чувство повышенного самодовольства и блогополучия, к-рое вызывает алкоголь в начале своего действия, служит наиболее сильным побудителем к его употреблению. Как источник таких переживаний, алкоголь делается желанным напитком и среди обеспеченных слоев общества, и у пролетариев. Широкому употреблению алкоголя способствовало в известной степени и то, что кажущееся свойство его согревать, укреплять и бодрить делало его распространенным в целом ряде промыслов и занятий, как, напр., у моряков, горнорабочих, плотовщиков и т. п.

Изучение А., как явления социального, показало, что в основе его лежат социально-экономические условия и причины. Будучи распространен во всех классах современного капиталистического общества, алкоголь более всего потребляется классами эксплоатируемыми. Условия жизни и труда рабочего и крестьянина создают целый ряд обстоятельств, побуждающих их прибегать к алкоголю. Тяжелый и изнурительный труд, продолжительный рабочий день, утомление, неустранимые лишения и неуверенность в завтрашнем дне, отвратительные жилищные условия, некультурность и отсутствие возможности удовлетворить культурные запросы и т. д.—все это вместе взятое ведет к развитию А. среди трудящихся масс. В своей книге «Положение ра

бочего класса в Англии» Ф. Энгельс писал: «Всевозможные искушения и соблазны поощряют рабочих к пьянству. Вино для них почти единственный источник радостей, и* вся обстановка их приближает к ним этот источник. Усталый и полусонный возвращается рабочий вечером в свое жилище, лишенное всякого комфорта, сырое, неуютное, грязное. Ему необходимо чем-нибудь подбодрить себя, чем-нибудь скрасить тяжесть работы, ожидание следующего трудового дня. Его организм, ослабевший от дурного воздуха и дурного питания, настойчиво требует возбуждения извне. Его потребность общения может быть удовлетворена только в кабаке, так как нет иного места, где бы он мог встретиться со своими друзьями. Разве возможно, чтобы при всех этих условиях рабочего не тянуло к водке и он в силах был бы устоять против соблазна? Наоборот, непреодолимые физические и нравственные условия втягивают в пьянство широкие слои рабочих. Пьянство перестает быть пороком, ответственность за к-рый падает на его носителя; это явление—неизбежное, необходимое следствие известных условий, по отношению к к-рым рабочий является лишенным воли объектом. Ответственность лежит на тех, кто превратил рабочего в такой объект».

О степени распространения А. молено судить по следующим цифрам: лондонский рабочий в начале 1900-х годов тратил из 30 шиллингов еженедельного заработка 6 шилл. или 20% на спиртные напитки; крестьянин Богородского уезда, Московской губ., расходовал в дореволюционное время на спиртные напитки 24,1% всех расходов на питание; петербургский рабочий этого же периода уделял алкоголю до 27— 28% своих трат на пищу. Довоенная Германия в начале 20 в. ежегодно потребляла спиртных напитков на 2.826 милл. марок. Эта сумма превышала весь государственный бюджет страны, в 6 раз превышала расходы на страхование рабочих и в 7 раз—расходы на народные школы. При этом важно отметить, что расходы на алкогольные напитки особенно тяжело ложились на беднейшие слои населения. Так, у рабочих Нюрнберга (по данным германского экономиста А. Брауна) расходы на спиртные напитки составляли в %% ко всему бюджету:

У имеющих доход в 1.000 марок 11,25%

» » » » 1.000—1.250 » 10,45 »

» » » » 1.250—1.500 » 9,35 »

» » » более 2.000 » 6,7 »

О степени распространения А. в отдельных странах Европы можно судить по потреблению чистого алкоголя на одного человека в год. В 1906—10 годовое потребление спиртных напитков (в переводе на чистый алкоголь) составляло в главнейших европейских странах:

в литрах чистого алкоголя иа 1 чел.

Франция. . .

Австрия.....

7,47

Италия. . . .

Германия . . . .

. 7,47

Испания . . .

. . 14,02

Голландия . . . .

, 5,92

Греция....

. . 14,00

Швеция.....

4,33

Швейцария .

. -13,71

Европ. Россия ..

3,41

Бельгия . . .

. , 10,58

Норвегия . . . .

2,37

Англия . . .

. . 9,67

Финляндия . . .

1,54

Эти цифры не вполне, однако, определяют характер А. Кроме суммарных цифр потребления алкоголя, не безразлично, в каком виде этот алкоголь потребляется и каков способ его потребления. Франция и Италия, напр., потребляют алкоголь преимущественно в виде виноградного вина: из 23 л чистого алкоголя, потребляемых на чел. во Франции, ок. 17 л падает на алкоголь в виноградном вине; в Швеции, Норвегии, России потребляется, гл. обр., водка: в Швеции из 4,33 л потреблялось 3,80 л в виде водки и лишь 0,13 л в виде вина.В Великобритании, Бельгии и отчасти Германии преобладает потребление пива. Водка, а татке коньяк, виски, ром и т. п. обычно заключают в себе 40—50% алкоголя, виноградное вино—10—20%, пиво—4г—6%. Более крепкие напитки естественно производят и более сильное действие на организм, чем слабые, с небольшим содержанием алкоголя.—О росте А. в не к-рых странах дают известное представление следующие цифры:

Потребление на душу населения d литрах чистого алкоголя.

Историческое развитие А. в значит, степени объясняется тем, что алкоголь еще с отдаленных времен сделался в руках господствующих классов удобным орудием порабощения. Он был использован в этих целях и церковью, с ее празднествами, «престольными праздниками», поминками, крестинами, с сопровождающими их «питейными обычаями» и т. п. Широко пользовалась государственная власть алкоголем и для спаивания солдат в тех случаях, когда она не вполне полагалась на них, когда надо было приглушить в них опьянением опасные для их начальства мысли и чувства . Наконец, современная буржуазия и предтечи ее—купцы 15—16 вв. также использовали алкоголь в своей коммерческой деятельности, в частности—в колониальной торговле. Примерами этого могут служить торговля неграми, производившаяся американцами, которые скупали целые партии негров за боченок рому, и эксплоатация ку-лаками-скупщиками инородцев на севере России. Ёсе эти причины в совокупности делали алкоголь очень ценным и прибыльным товаром, находящим чрезвычайно легкий и широкий сбыт. Производство и особенно продажа алкоголя (корчемство) сыграли значительную роль в «первоначальном накоплении» буржуазии. Рост алкогольного капитала, с широко разветвленным трактирным и ресторанным промыслом, является в буржуазном обществе одним из могущественных факторов дальнейшего развития А. В Германии, напр, в 1908—09 на 73.970 винокуренных заводах было употре

блено для выкурки спирта 2.939.000 ж картофеля и 393.000 ж зерна, не считая других продуктов. В России даже за 1914 (когда с объявлением войны была воспрещена продажа питей) на выкурку спирта израсходовано было различных продуктов (рожь, пшеница, картофель и т. д.) 2.389.680 ж. В Германии было занято в 1898 в алкогольной промышленности 1.775.000 чел. В Берлине в 1925, после всех тяжелых потрясений, пережитых страной, существовало 16.000 ресторанов и пивных. В период империализма алкоголь стал играть не последнюю роль и во внешней торговой политике империалистических стран, по отношению к странам, от них политически зависимым. Доказательный в этом отношении пример представляет Версальский договор, по к-рому (ст. 264) страны Антанты имеют право ввозить в Германию в неограниченном количестве и на весьма льготных условиях таможенного обложения—«произведения почвы». Под таким названием Франция организовала громадный экспорт в Германию спиртиых напитков. Еще нагляднее проявляется «алкогольный империализм» винодельческой Франции в его воздействии на Скандинавские страны, поскольку он вынуждает их нарушать проводимую ими противо-алкогольную политику. Так, Норвегия вынуждена была заключить в 1921 торговый договор с Францией, с обязательством не только разрешения ввоза спиртиых напитков, но и содействия их распространению и продаже, уничтожив для ввозимых напитков установленное законом максимальное 14°-ное содержание алкоголя. Маленькая Исландия, еще с 1912 имевшая закон о полном запрещении ввоза и продажи спиртных напитков, также вынуждена была согласиться, под давлением Франции и Испании, на отказ от запрещения ввоза алкоголя. Эта «алкогольная» политика проводится франц. правительством уже издавна: так, когда в 1907 Финляндский сейм хотел провести закон о полном воспрещении спиртных напитков, Франция поставила царскому правительству на вид, что откажет ему в кредитах, если оно допустит проведение в Финляндии закона, нарушающего торговые интересы Франции,—и закон не был утвержден. Пуанкаре, будучи главой правительства, на банкетах в «недели виноделия» заверял капиталистов - виноделов Шампани, что во всех заключенных Францией торговых договорах будут строго оговорены и обеспечены их интересы.

Таковы социальные и экономические причины А. Тем не менее, даже буржуазное государство, насаждая А., в то же время вынуждено принимать против него нек-рые ограничительные меры; противоречие это обусловлено слишком очевидными пагубными последствиями А., в конечном счете приводящими к ущербу самого же государства, и рядом других причин (см. Преступность). Меры эти в большинстве случаев паллиативные и направлены, гл. обр., против «неумеренного» употребления алкоголя: уже в древности издавались строгие законы против злоупотребления вином. В разные времена выступала на борьбу с пьянством и церковь под лозун



Hosted by uCoz