Дейчман Э.И. Критические замечания к перспективному плану развития алкогольной промышленности, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 12   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 13  14  15 

Само собой разумеется, что для того, чтобы удержать дальнейший рост душевого потребления спиртных напитков, довольствоваться одним только ограничением продукции и предложения спиртных напитков было бы недостаточно. Надо учесть, что алкоголь — наркотический яд, к которому организм „привыкаетНеобходимо поэтому, параллельно с ограничением предложения, повести огромную работу, которая способствовала бы ограничению также и спроса со стороны населения на спиртные напитки. Важнейшими мероприятиями, которые могут способствовать ограничению спроса на алкогольные напитки, могли бы быть: антиалкогольное воспитание детей в школе, пропаганда в клубах, избах-читальнях, кружках и пр., развитие и удешевление безалкогольных напитков (молоко, фруктовые минеральные воды); удешевление и развитие кино, театров, клубов, спортивных площадок и проч. Для осуществления этих мероприятий необходимо в перспективном плане пересмотреть специальный фонд на борьбу с алкоголизмом. Этот фонд должен составляться из ежегодных, возрастающих по своим размерам отчислений от акциза на спиртные напитки.

Всякое промедление с проведением мероприятий по борьбе с алкоголизмом осложняет и затрудняет работу. С каждым годом увеличивается армия виноделов и площадь виноградников, растет армия рабочих и служащих, занятых в производстве и сбыте водки и пива, увеличивается число лиц, „привыкших1 к алкоголю, и т. д.

Мы, к счастью, пока являемся в области потребления спиртных напитков самой „отсталой" страной. Так, душевое потребление спиртных напитков в абсолютном алкоголе за период 1919—1922 гг. в различных странах было следующее (в литрах):

Франция........17,99

Испания........15,83

Италия.........13,77

Швейцария.......11,99

Аргентина.......11,12

Чили..........10,09

Бельгия........9,01

Перу..........7,30

Великобритания.....6,17

Австрия.........5,75

Венгрия ........5,73

Австралия.......4,31

Япония .........3,92

Эстония.........3,73

Новая Зеландия.....3,64

Чехо-Словакия.....3,23

Швеция.........3,03

Г олландия.......3,00

Данил.........2,89

Германия........2,74

Болгария........2,53

Норвегия........1,95

Румыния........1,30

Соед. Штаты......0,68

СССР (в 1925 г.) . . . . 0,63

Даже в 1925 г. потребление абсолютного алкоголя в СССР значительно ниже чем в прочих странах за период 1919—22 гг.

В этой «отсталости* еще одно преимущество Советского Союза. Мы эту „отсталость" должны с каждым годом увеличивать, и это будет дополнительным доказательством успешности развития нашего социалистического строительства.

Есть еще одно чрезвычайно важное обстоятельство, которое заставляет с особенной настойчивостью требовать большего внимания к алкогольному вопросу. Мы вступили в полосу военной опасности. Буржуазия в любой момент может навязать нам войну. Быть готовым к войне это значит, помимо прочего, так строить свой промышленность и свой бюджет, чтобы война внесла по возможности меньше ломки и изменений в них. Что с началом войны мы должны будем запретить продажу спиртных напитков, это вряд ли кто станет оспаривать. Из промышленности и бюджета будет выхвачена миллиардная сумма, воспринять которую иным путем мы не будем подготовлены.

В силу всех перечисленных в настоящей статье причин мы считаем, что отступление на алкогольном фронте пора закончить. В городах пора перейти в наступление. Не расширение душевого потребления спиртных напитков в городах должны мы планировать, а стабилизацию и сокращение. Подлинная творческая воля революционного пролетариата должна властно вклиниться между прошлым и будущим и направить сотни миллионов рублей из русла потоков алкоголя, подрывающего культурный и экономический рост нашей страны, в русло жилищного и других отраслей нашего социалистического строительства.

Напомним, что один из тезисов Агитпропа ЦК ВКП (б) в связи с выпуском сорокаградусной гласит:

„Но Советское государство ни в какой мере не упускает из виду того вреда, который сопряжен с распространением водки для культурного и экономического роста страны.

Равным образом оно считает, что доход от продажи водки не может играть доминирующую роль в его бюджете и теперь же принимает меры, ограничивающие количество выпускаемой водки".

Перспективный план развития винокуренйьй и пивоваренной промышленности на пятилетие в 1926/27—1930/31 гг., опубликованный Госпланом СССР, не соответствует директивам партии и интересам социалистического строительства; принятие этого плана было бы огромной ошибкой, задерживающей темп социалистического строительства.

Вариант Центр. Ком-иссии по пятилетке в этой области должен быть решительно отвергнут. План развития винокуренной и пивоваренной промышленности, а также и виноделия должен быть построен, исходя не только из недопустимости дальнейшего повышения душевого потребления спиртных напитков в городах, но и из необходимости частичного свертывания мест продажи спиртных напитков по требованию рабочего населения.

Для сельского населения дальнейший выпуск спиртных напитков должен быть максимально ограничен и предназначен для тех районов, где самогонокурение широко развито.



Hosted by uCoz