Дейчман Э.И. Критические замечания к перспективному плану развития алкогольной промышленности, 1926

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 11   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 12  13  14  15 

дования 10.000 крестьянских хозяйств, произведенного ЦСУ с 1 /IV* 1924 г. nol/IV 1925 г. По этим данным расход на спиртные напитки (водка, вино, пиво и самогон) составляет 78 коп. на душу в год. Как видно из этих же данных, трата на самогон в °/00/о по отношению к общей сумме трат на все спиртные напитки колеблется в зависимости от местной цены на самогон от 4,6% в Карелии, где бутылка самогона стоит 1 р. 70 к., до 94,5% в Ульяновской губ., где бутылка самогона стоит 24 коп.

Из суммы душевой траты на спиртные напитки (78 коп.) трата на самогон в среднем на душу выражается в сумме около 50—60 к. при средней стоимости бутылки самогона около 50 коп. На душу сельского населения приходится, таким образом, за этот годовой период 1—1,2 бутылки самогона, а для 120.000.000 сельского населения это составит 6—6 24 млн. ведер самогона. Вот примерно цифра самогонокурения, которая может служить для ориентировки. (Допустим, что после выпуска 40° производство самогона не сократилось и что в 1926/27 г. самогонокурение дает такую же цифру, как и в 1924 25 году, тогда перспективный план должен быть построен таким образом, что душевое потребление должно быть в 1930 31 году 5,3—5,5 бут. на душу населения (душевое потребление 40° в настоящем году равно 4,3 бут., а самогон 1—1,2 бут.), между тем, по перспективному плану в 1930/31 году душевое потребление водки дойдет до 9,5 бут. на душу.)

Для того чтобы не превысить норму потребления настоящего года с учетом наличного потребления самогона, выпуск водки ё 1930 31 году не должен превысить-40 млн. ведер; соответственно 31 млн. ведер хлебного вина 1926/27 г., 6 млн. ведер самогона и 3 млн. ведер на прирост населения. Намеченная же перспективным планом цифра в 68 млн. ведер хлебного вина для 1930/31 года на 28 млн. больше той цифры, которая должна быть установлена для того, чтобы удержаться на теперешнем уровне потребления спиртных напитков.

Что составители перспективного плана далеко вышли за пределы теперешнего потребления спиртных напитков,’можно видеть из других подсчетов. На стр. 17 в таблице 3 приведена перспективная „Структура расходного бюджета рабочей семьи в 1925/26 —1930/31 гг.“. Из этой таблицы мы узнаем, что трата рабочей семьи на „напитки и наркотики" увеличится с 7 руб. 44 коп. в 1925/26 г. до 12 р. 12 к. на одну душу в 1930/31 г. Из данных бюджетов рабочих мы можем почерпнуть сведения, что траты на табак, папиросы и спички из года в год меняются незначительно. Так, рабочая семья тратила в месяц в условных бюджетных рублях на наркотики, кроме спиртных напитков:

1923 1924 1925

0,57

0,61

0,65

Само собой разумеется, что для того, чтобы удержать дальнейший рост душевого потребления спиртных напитков, довольствоваться одним только ограничением продукции и предложения спиртных напитков было бы недостаточно. Надо учесть, что алкоголь — наркотический яд, к которому организм „привыкаетНеобходимо поэтому, параллельно с ограничением предложения, повести огромную работу, которая способствовала бы ограничению также и спроса со стороны населения на спиртные напитки. Важнейшими мероприятиями, которые могут способствовать ограничению спроса на алкогольные напитки, могли бы быть: антиалкогольное воспитание детей в школе, пропаганда в клубах, избах-читальнях, кружках и пр., развитие и удешевление безалкогольных напитков (молоко, фруктовые минеральные воды); удешевление и развитие кино, театров, клубов, спортивных площадок и проч. Для осуществления этих мероприятий необходимо в перспективном плане пересмотреть специальный фонд на борьбу с алкоголизмом. Этот фонд должен составляться из ежегодных, возрастающих по своим размерам отчислений от акциза на спиртные напитки.

Всякое промедление с проведением мероприятий по борьбе с алкоголизмом осложняет и затрудняет работу. С каждым годом увеличивается армия виноделов и площадь виноградников, растет армия рабочих и служащих, занятых в производстве и сбыте водки и пива, увеличивается число лиц, „привыкших1 к алкоголю, и т. д.

Мы, к счастью, пока являемся в области потребления спиртных напитков самой „отсталой" страной. Так, душевое потребление спиртных напитков в абсолютном алкоголе за период 1919—1922 гг. в различных странах было следующее (в литрах):

Франция........17,99

Испания........15,83

Италия.........13,77

Швейцария.......11,99

Аргентина.......11,12

Чили..........10,09

Бельгия........9,01

Перу..........7,30

Великобритания.....6,17

Австрия.........5,75

Венгрия ........5,73

Австралия.......4,31

Япония .........3,92

Эстония.........3,73

Новая Зеландия.....3,64

Чехо-Словакия.....3,23

Швеция.........3,03

Г олландия.......3,00

Данил.........2,89

Германия........2,74

Болгария........2,53

Норвегия........1,95

Румыния........1,30

Соед. Штаты......0,68

СССР (в 1925 г.) . . . . 0,63

Даже в 1925 г. потребление абсолютного алкоголя в СССР значительно ниже чем в прочих странах за период 1919—22 гг.

В этой «отсталости* еще одно преимущество Советского Союза. Мы эту „отсталость" должны с каждым годом увеличивать, и это будет дополнительным доказательством успешности развития нашего социалистического строительства.



Hosted by uCoz