1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | |
2 ОБЩЕСТВО БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ № б ДУХОВНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ СИВУХАОткуда пошел пьяный праздник — рождество. (Рисунки хуЬ. В. Гора.) перекрашивать в христианский цвет. Ведь языческие святочные обряды для жрецов были весьма доходной статьей. Почему же христианским попам не перекачать эти доходы в свой карман? Потому то попы и стремились не к изживанию языческих обрядов, а к узаконению их. Не думало духовенство истребить и святочное пьянство. В книге Стоглав (XYI век) говорится в назидание православным: «На божественных литургиях со страхом стояти и потом питие в домах своих \ учреждати вкупе с бозе ликуйствующим священническим чином». Но до сих пор еще живут старые привычки в быту, до сих пор держится праздничная пьянка, нанося великий ущерб хозяйству пролетарской страны. Не надо забывать, что церковь, в наших условиях, является той единственной легальной организацией, где собрались и организационно ^объединились остатки бывших эксплоататоров, белогвардейцев и т. п. С помощью религии они стремятся укрепить все старые привычки масс, освятить их религией и через то удержать, в той или иной мере,, трудящихся под своим влиянием. Мы должны бороться с этим пьяным наследием дикарского прошлого. Мы не можем мириться с существованием пьянства, освещаемого религией во имя интересов нэпманов и кулаков, в целях торможения социалистической стройки. С пьянством надо кончить. Долой сивуху хлебную и ее сестру — религию! Н. Инцертов. Славяне когда-то жили родами, кочевали в южных странах и вели мотыжное земледельческое хозяйство. Весной ковыряли землю мотыгой, сеяли, а к зиме, когда заканчивался сбор яровых хлебов, снова собирались на ноЕые места. Но при бродячем образе жизци запасов хранить было негде. Вот тут-то и начиналось праздничное обжорство и пьянство, длившееся столько времени, насколько хватало продуктов. Часть запасов (просо) перегонялось в пиво («бражкг»): с разлитым по сосудам пивом род и кочевал на новое место посева. Время окончания обработки урожая обычно совпадало со днем зимнего солнцестояния, когда солнце как бы возрождалось к лёту, обещая земледельцу новый урожай. Поэтому в этот день (25 декабря) — возрождения своего бога Перуна,— славяне открывали и свои урожайные праздники — святки, названные так в честь богов-предков «святок». Так, в древние времена день рождения «Перуна» связывался с «урожайным праздником» первобытного земледельца. Проходили века, мотыгу сменила соха, славянские роды твердо осели на земле, на службе земледельца появился домашний скот и надворные постройки, а обычай зимнего обжорства и пьянства передавался из поколения в поколение, хотя длительность святочных праздников и стала сокращаться. К кзживанию древне-языческих обычаев не стремилось и пришедшее на Русь христианство, наоборот, греческие попы постепенно стали подменять рождество Перуна рождеством Христовым и святочные обряды | № 6 ТРЕЗВОСТЬ И КУЛЬТУРА 3 ПРАЗДНИКИ И ПРОИЗВОДСТВО(Рисунок художника В. Гора.)ВЕЛИКОЕ ОБЖОРСТВО. Приближается рождество с обычным безудержным пьянством и обжорством. Какую же пользу приносят рождество и годобные религиозные празднию ? На это отвечают цифры: В Москве в пасху 1928 года за один день было истрачено на куличи 100 тысяч гудов сахару и 170 вогонов крупчатки. Кооперацией в Москве за день до пасхи было продано 1.800.000 б у-тылок водки (на ^2 миллиона руб-л е й). Кроме того Центроспирт (Московский) за этот же день продал 440.000 ведер водки (ча 9 миллионов рублей). Нормально же за 3 месяца Ц нтроспирт продает в Москве 350.000 ведер водки. Аналогичны? явления мы наблюдаем в Л.нинграде. В прошлом году за один день пасхи в Ленинграде было 10 случаев отравл ния пасхальными явствами, 5 с луча; в массовых поно-жовок, 5 пожаров, 10 случаев попадания в пьяном виде под трамвай и множество драк, отравлений алкоголем и т. д. Накануне прошлогоднего рождества (24 декабря) ленинградской кооперацш й было лро-дано окороков и гусей более, чем на 1.500.000 рубл й. «Русской горькой» в ленинградских магазинах Ц н-троспирта было продано на 150.000 рубл й. В ленинградские медпункты за 25 д. кабря было достэвл но 192 человека, получивших тел сны; повр.ждния, при ч;м 40 из них были достэвл ны с признаками тяжелого отравления алкоголем. Милиция зад ржала за 3 рожд етве неких дня за хулиганство и в пьяном виде 1075 человек. 43 МИЛЛИОНА УБЫТКА ГОСУДАРСТВУ Все приведенныз цифры показывают количество продуктов и вина, проданного кооп.рацией и Ц.нтро-спиртом. Все эти обжорстра, пьянство и кровавые побоища не замедлили самы л отрицательны л образом отразиться на производстве. Мы наблюдаем во всем СССР во время религиозных праздников ув ли-чение проц нта брака и колич ства прогулов. Так например, только в одной государств, иной промышленности пасха 1927 года понизила из-за праздничных и послепраздничных прогулов общую продукцию на 6%. Если это перевести на деньги, то оказывается, что пасха 1927 года обошлась государству в 43 миллиона рубл й. Возьмем прим ры; в Москве на заводе «АМО» (свыш: 1.500 рабочих), 17 апреля т/года (в п.рвый д.нь после пасхи) зарегистрировано 184 человека, не выш.дших на работу по не уважите/, ьным причинам. На заводе «Красный Богатырь» (5.000 рабочих) 17 апреля в одной лишь калошной мает рекой насчитывалось 300 прогулов. На 1-ой ситце-набивной фабрике (б. Циндель)—141 прогул вместо «нормальных» 70-ти. Не^цучше й в других городах. В Ленинграде на заводе «Электросила» 17 апреля насчитывалось 125 прогулов, на «Скороходе»—630 прогулов. В Твери, на вогоностроительном заводе насчитывалось 612 прогулор, и т. д. , Итак, мы видим, пьянство, 'и прогулы — характеризуют особенно религиозные праздники. Ясно, что кроме вреда трудящемся, религиозные праздники не приносят ничего. Религиозные праздники разоряют население. Религиозные праздники нужны лишь попам и торговцам. ВМЕСТО РЕЛИГИОЗНЫХ — РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ. Рабочая масса начинает осознавать вредную роль религиозных праздников. Рабочие ряда городов в пасхальные дни перенесли празднование Пасхи на 1 мая. Бакинские, тамбовские, витебские, липецкие и целый ряд московских и ленинградских предприятий праздновали вместо пасхи 2 мая. Сознательные рабочие должны добиваться замены религиозных праздников другими днями отдыха путем, может быть, удлинения революционных праздников, которые должны быгь днями отдыха трезвого и культурного развлечения. Хорошо было бы организовать праздники, связанные с хозяйством, как день леса, день урожая и т. д. В эти дни рабочие могут пользоваться культурны.! отдыхом. Надо: Вместо разгульных религиозных праздников, дней пьянс а, обжорства и мордоблтия,—установить дня разумного трезвого и .ультурлого о:дыха. Осушим пьяное рождественское болото культурной работой |