Журнал "Трезвость и культура", № 6 за 1928 г.

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 2   >>>

  1  2 3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18 

2

ОБЩЕСТВО БОРЬБЫ С АЛКОГОЛИЗМОМ

№ б

ДУХОВНАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ СИВУХА

Откуда пошел пьяный праздник — рождество.

(Рисунки хуЬ. В. Гора.)

перекрашивать в христианский цвет. Ведь языческие святочные обряды для жрецов были весьма доходной статьей. Почему же христианским попам не перекачать эти доходы в свой карман? Потому то попы и стремились не к изживанию языческих обрядов, а к узаконению их. Не думало духовенство истребить и святочное пьянство. В книге Стоглав (XYI век) говорится в назидание православным: «На божественных литургиях со страхом стояти и потом питие в домах своих \ учреждати вкупе с бозе ликуйствующим священническим чином».

Но до сих пор еще живут старые привычки в быту, до сих пор держится праздничная пьянка, нанося великий ущерб хозяйству пролетарской страны.

Не надо забывать, что церковь, в наших условиях, является той единственной легальной организацией, где собрались и организационно ^объединились остатки бывших эксплоататоров, белогвардейцев и т. п. С помощью религии они стремятся укрепить все старые привычки масс, освятить их религией и через то удержать, в той или иной мере,, трудящихся под своим влиянием.

Мы должны бороться с этим пьяным наследием дикарского прошлого. Мы не можем мириться с существованием пьянства, освещаемого религией во имя интересов нэпманов и кулаков, в целях торможения социалистической стройки.

С пьянством надо кончить. Долой сивуху хлебную и ее сестру — религию!

Н. Инцертов.

Славяне когда-то жили родами, кочевали в южных странах и вели мотыжное земледельческое хозяйство. Весной ковыряли землю мотыгой, сеяли, а к зиме, когда заканчивался сбор яровых хлебов, снова собирались на ноЕые места. Но при бродячем образе жизци запасов хранить было негде. Вот тут-то и начиналось праздничное обжорство и пьянство, длившееся столько времени, насколько хватало продуктов. Часть запасов (просо) перегонялось в пиво («бражкг»): с разлитым по сосудам пивом род и кочевал на новое место посева.

Время окончания обработки урожая обычно совпадало со днем зимнего солнцестояния, когда солнце как бы возрождалось к лёту, обещая земледельцу новый урожай. Поэтому в этот день (25 декабря) — возрождения своего бога Перуна,— славяне открывали и свои урожайные праздники — святки, названные так в честь богов-предков «святок».

Так, в древние времена день рождения «Перуна» связывался с «урожайным праздником» первобытного земледельца.

Проходили века, мотыгу сменила соха, славянские роды твердо осели на земле, на службе земледельца появился домашний скот и надворные постройки, а обычай зимнего обжорства и пьянства передавался из поколения в поколение, хотя длительность святочных праздников и стала сокращаться.

К кзживанию древне-языческих обычаев не стремилось и пришедшее на Русь христианство, наоборот, греческие попы постепенно стали подменять рождество Перуна рождеством Христовым и святочные обряды

№ 6

ТРЕЗВОСТЬ И КУЛЬТУРА

3

ПРАЗДНИКИ И ПРОИЗВОДСТВО

(Рисунок художника В. Гора.)

ВЕЛИКОЕ ОБЖОРСТВО.

Приближается рождество с обычным безудержным пьянством и обжорством. Какую же пользу приносят рождество и годобные религиозные празднию ? На это отвечают цифры:

В Москве в пасху 1928 года за один день было истрачено на куличи 100 тысяч гудов сахару и 170 вогонов крупчатки. Кооперацией в Москве за день до пасхи было продано 1.800.000 б у-тылок водки (на ^2 миллиона руб-л е й).

Кроме того Центроспирт (Московский) за этот же день продал 440.000 ведер водки (ча 9 миллионов рублей). Нормально же за 3 месяца Ц нтроспирт продает в Москве 350.000 ведер водки. Аналогичны? явления мы наблюдаем в Л.нинграде. В прошлом году за один день пасхи в Ленинграде было 10 случаев отравл ния пасхальными явствами, 5 с луча; в массовых поно-жовок, 5 пожаров, 10 случаев попадания в пьяном виде под трамвай и множество драк, отравлений алкоголем и т. д. Накануне прошлогоднего рождества (24 декабря) ленинградской кооперацш й было лро-дано окороков и гусей более, чем на 1.500.000 рубл й. «Русской горькой» в ленинградских магазинах Ц н-троспирта было продано на 150.000 рубл й. В ленинградские медпункты за 25 д. кабря было достэвл но 192 человека, получивших тел сны; повр.ждния, при ч;м 40 из них были достэвл ны с признаками тяжелого отравления алкоголем. Милиция зад ржала за 3 рожд етве неких дня за хулиганство и в пьяном виде 1075 человек.

43 МИЛЛИОНА УБЫТКА ГОСУДАРСТВУ

Все приведенныз цифры показывают количество продуктов и вина, проданного кооп.рацией и Ц.нтро-спиртом.

Все эти обжорстра, пьянство и кровавые побоища не замедлили самы л отрицательны л образом отразиться на производстве. Мы наблюдаем во всем СССР во время религиозных праздников ув ли-чение проц нта брака и колич ства прогулов. Так например, только в одной государств, иной промышленности пасха 1927 года понизила из-за праздничных и послепраздничных прогулов общую продукцию на 6%.

Если это перевести на деньги, то оказывается, что пасха 1927 года обошлась государству в 43 миллиона рубл й. Возьмем прим ры; в Москве на заводе «АМО» (свыш: 1.500 рабочих), 17 апреля т/года (в п.рвый д.нь после пасхи) зарегистрировано 184 человека, не выш.дших на работу по не уважите/, ьным причинам.

На заводе «Красный Богатырь» (5.000 рабочих)

17 апреля в одной лишь калошной мает рекой насчитывалось 300 прогулов. На 1-ой ситце-набивной фабрике (б. Циндель)—141 прогул вместо «нормальных» 70-ти.

Не^цучше й в других городах.

В Ленинграде на заводе «Электросила» 17 апреля насчитывалось 125 прогулов, на «Скороходе»—630 прогулов.

В Твери, на вогоностроительном заводе насчитывалось 612 прогулор, и т. д. ,

Итак, мы видим, пьянство, 'и прогулы — характеризуют особенно религиозные праздники.

Ясно, что кроме вреда трудящемся, религиозные праздники не приносят ничего.

Религиозные праздники разоряют население.

Религиозные праздники нужны лишь попам и торговцам.

ВМЕСТО РЕЛИГИОЗНЫХ — РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРАЗДНИКИ.

Рабочая масса начинает осознавать вредную роль религиозных праздников. Рабочие ряда городов в пасхальные дни перенесли празднование Пасхи на 1 мая. Бакинские, тамбовские, витебские, липецкие и целый ряд московских и ленинградских предприятий праздновали вместо пасхи 2 мая.

Сознательные рабочие должны добиваться замены религиозных праздников другими днями отдыха путем, может быть, удлинения революционных праздников, которые должны быгь днями отдыха трезвого и культурного развлечения.

Хорошо было бы организовать праздники, связанные с хозяйством, как день леса, день урожая и т. д. В эти дни рабочие могут пользоваться культурны.! отдыхом.

Надо:

Вместо разгульных религиозных праздников, дней пьянс а, обжорства и мордоблтия,—установить дня разумного трезвого и .ультурлого о:дыха.

Осушим пьяное рождественское болото культурной работой



Hosted by uCoz