1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 | |
— 20 — наго и ядовитаго вещества, было бы лучшимъ средствомъ къ исправленію народной нравственности и предупрежденію большей части преступленій. Нѣкоторые защитники употребленія крѣпкихъ напитковъ возражаютъ мнѣ, что употребленіе вина допускается священнымъ писаніемъ. Въ посланіи Апостола Павла къ Тимоѳею, дѣйствительно сказано: «пей вина мало, и то стомаха ради и недуга;» но это вино, о коемъ въ посланіи Апостоломъ упоминается, конечно, не была водка или нынѣшнее хлѣбное вино, иначе сказать алкоголь, котораго тогда изобрѣтено еще не было, это былъ виноградный сокъ, приведенный въ броженіе. Но употребленіе и такого сока, до опьяненія, священнымъ писаніемъ осуждается. По всѣмъ таковымъ убѣжденіямъ, мнѣ весьма грустно было слышать и читать мнѣніе нѣкоторыхъ людей , утверждающихъ , что въ Россіи простолюдину хлѣбная водка замѣняетъ все: и балы, и концерты, и ералашъ, и литературу, и дружескія бѣсѣды. Не предосудительно ли дозволять себѣ такія остроты и распространять такіе вредные со- |
— 21 — физмы! Составляетъ ли употребленіе водки для простолюдина увеселеніе невинное? Онъ тогда только находитъ въ ней удовольствіе, когда чувствуетъ опьяненіе и бываетъ на веселѣ; а что потомъ случается, когда отъ частаго употребленія страсть усиливается? Какія гибельныя влечетъ она за собою послѣдствія? Можно ли говорить съ такимъ снисхожденіемъ и почти одобреніемъ о гнусномъ порокѣ, столь вредномъ по своимъ послѣдствіямъ. Не обязанъ ли всякій благонамѣренный гражданинъ всемѣрно содѣйствовать тому, чтобы такое безнравственное увеселеніе замѣнено было въ народѣ другими невинными наслажденіями. III. ДѢЙСТВІЕ ТРЕЗВОСТИ НА ВОЗВЫШЕНІЕ НАРОДНАГО БОГАТСТВА И БЛАГОСОСТОЯНІЯ.Трезвость, т. е. отреченіе отъ спиртныхъ напитковъ, особенно полезное производитъ |