М. Д. Челышовъ. Въ пьянствѣ— гибель Россіи. // ж-л Отрезвленіе, март 1914, вып. 2

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 36   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36 37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51 

36

видим, что это средство не всегда достаточно для исцеления от пьянства.

Чтобы не быть голословным, я приведу вам маленькую справочку: в 1890 г. в Берлине состоялся медицинский конгресс, врачи, значит, были,—и вот, для членов конгресса, а также для гостей был дан обед Собралось 4.000 человек. Было выпито 5.308 бутылок шампанского, 4.721 бутылок бордо, 3.853 бутылок рейнвейна, 1.500 бутылок мозельского вина, 144 ведра баварского пива и 300 порций коньяка—в результате—разбито было посуды на 3.000 марок. Ведь это были не хулиганы, многие из них были членами ученых обществ, а они были потом подобраны под столами, на лестнице и даже на улице... (рукоплескания).

Господа, в Государственном Совете при обсуждении закона о борьбе с пьянством, членом Государственного Совета, князем Голицыным-Муравлиным было заявлено, что здесь в Петербургских ресторанах при встрече нового года было выпито 70.000 бутылок шампанского. Яуве-f ен, вы там не участвовали, это пили люди интеллигентные и образованные. Так что ссылка на то, что образование может принести пользу, эта ссылка верна, но только на образование полагаться нельзя, образование народ от пьяного порока не спасет. Доказательством этого еще служит, например то, что в тех странах, где существует поголовное, обязательное обучение, и там вводят запретительные меры против пьянства.

Я хочу указать еще на одну причину, почему образование не может быть достаточным сред-

- 3 7 -

ством борьбы с пьянством. Я вас спрошу: Что в школе человек всю жизнь может оставаться, или нетъ? НЬт, не всю. Что, дети все могут попасть в школу? Нет, не все. Что. школу посещают каждый день? Нет, не каждый день и не целый день. Да замечу кстати, что наши школы в любом селе и даже в городах помещаются в лачугах, хибарках, а кабаки занимают лучшия здания, на лучших улицах, а винные склады—дворцы. Дальше скажу—в школы не пускают, трудно туда попасть, держи экзамен, конкурс, требуется множество Оправок, чуть ли не о блогонадежности. А кабаки заманивают музыкой, играми, а за последнее время, к позору для христианского государства, даже женщинами. При наличии всех этих вещей, при нашей ужасной действительности, положиться на одно только образование, чтобы избавить народ от нищеты, вносимый кабаком, нельзя.

Насчет того, как оплачивается должность учителя, должен сказать, что даже профессорское жалование куда ниже по сравнению с жалованием, чинов кабацкого ведомства, все усилия которого до последняго времени были направлены на спаивание народа, чтобы все его физи еския силы и результаты его трудов шли на потребле^ ние вина. И усилий было на это положенэ гораздо больше, чем на народное образование.

Нам говорят еще, что, для того, чтобы отрезвить народ, надо поднять его достаток. Я хотел бы вас спросить, каким путем народ разбогатеетъ? Откуда он возьмет такия средства, когда весь его урожай в 2 раза меньше, чем



Hosted by uCoz