1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 | |
Вот, чем мы были и чем стали теперь! Недавно у нас была война с Японией. Как она прошла, какие были результаты этой войны — вы помните. Одно не могу не подчеркнуть: к нашему стыду и несчастью нас били и били так, как ни один народ не был бит. Читая и изучая историю мы видим, что один народ был разбит на суше, другой на море. А нас били и там и тут, бил народ, по численности в сравнении с нами, ничтожный. Видя весь ужас положения, в котором мы в настоящее время находимся, изучая ход государственной жи.ни, из самых обыденных явлений, как частной, так и общественной жизни и общественных отношений—я пришел к одному убеждению, что самая главная причина, которая делает из нас людей слабых, безвольных,—причина, которая ясна для множества людей,—эта причина—кабакъ! Сила нас, Русских, была не в высоте нашего роста, ни в крепости и широте костей, не в силе и упругости мускулов, — мощь и сила наша, нас, Русских, была в вере в Бога, в любви к Царю и родине. Эту силу вытравили. Вытравлена эта сила - кабаком и залита вином. Вот наше государственное положение. А наша обыденная жизнь? Из чего она состоитъ? Она состоит из того, что почти везде сплошная нищета у масс народных, у нашего обездоленного рабочого. И все от пьянства. Голодовки у нас не прекращаются, массы народные голодают. Вольными заполнены все больницы, а те, которые еще не попали в больницу— | t> — ходят почти что больные. Появились хулиганы, преступность увеличилась до невероятности! Общее недовольство, сплошное разочарование жизнью! Появились новые сословия: в деревнях появились „старые черти" (так стали называть отца и мать), появились в городах огарки, появились всюду хулиганы. Когда я в первый раз прочитал сообщение Министра Внутренних Дел губернаторам о том, чтобы принять меры против распространения хулиганства,—я, грешный человек, в душе смеялся. Предлагают воздействовать на хулиганов полицейскими мерами! Но неужели же не задавались целью выяснить вопрос: откуда же появились хулиганы? Не с луны же они пришли! Откуда они появились в наших семьяхъ? Хулиганы эти вышли ни из школы, ни из церкви, они вышли из кабака и для кабаки! Закройте кабаки!—вот единственное правильное разрешение этого вопроса, единственная возможность уничтожения этого явления! Закройте кабаки и хулиганов не будет. Можно подумать, что хулиганы— это поддонки низов, народные отбросы.— Но мы были свидетелями, что озверелое чувство человеческое присуще не только низам, не только крестьянам и рабочим массам, оно находит себе последователей, находит себе клиентов и в высших кругахъ! Истории с Гилевичем, с Де-Ласси, с бароном Гейсмар и Далматовым, д-ром Панченко ясно говорят, что разложение народных, нравственных сил, озверение, потеря стыда, совести, ныне находит себе место и в людях с высшим образованием и даже с баронской короной. |