1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 | |
— 34 - Другой наш большой грех — это обычай. Так к этому привыкли, так с этим сроднились, что—человек родится—вино, женится •— вино, даже тогда, когда идет в далекия места, на кладбище, а тут поминают вином. Это так вошло в обычай, что считается оскорблением, если пришли гости, и на столе нет вина С этим злоѵи бороться трудно, но необходимо. (В этой борьбе перед нами еще врагъ—народная темнота. Не все в народе знают, что водка есть яд,—от народа это скрывали. Навсехь бутылках с ядом, который продается в аптеках, наклеен ярлык, что жидкое иь в этой бутылке опасна, что это яд. А алкоголь, про который наука безповоротно установила, что это яд, продается не под таким ярлыком, не под знаком черепа с костями, а под знаком нашего могущества—орломъ! Дальше. В этой борьбе, у нас еще есть ведь люди, заинтересованные в этом проклятом промысле: кабатчики, винокуры, пивовары, водочные заводчики... им несть числа. Они пользуются этими доходами, такими доходами, которые подобны тому, когда мать живет развратом своей дочери! Весь ужас этой жизни слепые даже видят, но общество наше, в особенности интеллигентное, не обращает на это внимания. Я не могу в этом случае не привести одного стихотворения Алексея Толстой: Стучат и расходятся чарки, Рекой бушует вино, Уносит деревни и села И Русь затопляет оно. | 35 — Дерутся и режутся братья, И мать дочерей продает, Плач, песни и вой и проклятья— Питейное дело растет... Нам говорят: — Да, пьянство—зло, с ним бороться надо. Но, меры, которые вы предлагаете, не хороши* Нужны другия меры. И в числе этих других мер указывают, что народу надо дать образование. Да, это верно, эта мера могучая, сильная. Но эта мера недоста^ точна. Бороться можно с врогом тогда, когда вы с ним в одинаковых условиях, одинаково вооружены, одинаково сильны. Из цифр, вам до^ ложенных, вы видели, что народ на свой погибель тратит около 2 миллиардов, а на народное образование теперь у нас расходуется менее двухсот миллионов. Когда вы сопоставите эти цифры* вы увидите, что на народное образование тратите^ в 10 раз меньше. Другими словами — один день учат, ИО дней спаивают и развращают. Одно зерно хорошее сеют на ИО плохих. При этом соотношении трудно, конечно, ожидать скорых и хороших всходов. Действие яда оказывается сильнее действия образования. Но я не могу не остановиться на том положении, что даже в том случае, если бы траты на народное обра-; зование были бы равны тратам на вино, то одного образования было бы недостаточно для полного исцеления народа от отравления алькоголем. Я хочу вас спросить: Скажите пожалуйста, что образованные люди не пьютъ? Нет, господа, пьют, да еще какъ! Глядя на окружающую нас жизнь, мы |