М. Д. Челышовъ. Въ пьянствѣ— гибель Россіи. // ж-л Отрезвленіе, март 1914, вып. 2

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 6   >>>

  1  2  3  4  5  6 7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51 

t> —

ходят почти что больные. Появились хулиганы, преступность увеличилась до невероятности! Общее недовольство, сплошное разочарование жизнью! Появились новые сословия: в деревнях появились „старые черти" (так стали называть отца и мать), появились в городах огарки, появились всюду хулиганы.

Когда я в первый раз прочитал сообщение Министра Внутренних Дел губернаторам о том, чтобы принять меры против распространения хулиганства,—я, грешный человек, в душе смеялся. Предлагают воздействовать на хулиганов полицейскими мерами! Но неужели же не задавались целью выяснить вопрос: откуда же появились хулиганы? Не с луны же они пришли! Откуда они появились в наших семьяхъ? Хулиганы эти вышли ни из школы, ни из церкви, они вышли из кабака и для кабаки! Закройте кабаки!—вот единственное правильное разрешение этого вопроса, единственная возможность уничтожения этого явления! Закройте кабаки и хулиганов не будет. Можно подумать, что хулиганы— это поддонки низов, народные отбросы.— Но мы были свидетелями, что озверелое чувство человеческое присуще не только низам, не только крестьянам и рабочим массам, оно находит себе последователей, находит себе клиентов и в высших кругахъ! Истории с Гилевичем, с Де-Ласси, с бароном Гейсмар и Далматовым, д-ром Панченко ясно говорят, что разложение народных, нравственных сил, озверение, потеря стыда, совести, ныне находит себе место и в людях с высшим образованием и даже с баронской короной.

Общий упадок.

Невольно возникает вопрос: отчего это произошло? Ведь рассматривая жизнь за последние 50 лет мы не можем не сказать, что кое какия права народу были даны. За 50 лет было уничтожено крепостное право, народ физически освобожден от зависимости. Но прежде крестьянин работал 3 дня на себя и три дня на помещика— и все таки он не голодал. Народу дано самоуправление; теперь каждая деревня на месте управляется сама собой: выбирают себе старшину—старосту, имеют судей и проч. есть земские, городское самоуправление. В настоящее время есть. наконец, Государственная Дума, есть Гос. Советъ!..

Но отчего же стала такая невозможная жизнь, почему общее разорение, нищета и недовольство?

И вот. наблюдая и изучая народную жизнь, видишь, что хотя и растут некоторые права народа,—ь это же время растет и другая величина. Если бы начертить кривую свобод и блогосостояния, то вы бы увидели, что рабство народа пропало, народу дано самоуправление в возможных пределах и формах того времени, но в то же время вы увидели-бы, что богатство народное не накапливается, не увеличивается. Богатство народное состоит не только в материальных средствах народа, а, главное, в уме и способностях населения. Член Государственного Совета кн. Го-лицын-Муравлин заявил в Государственном Совете, что за последнее время у нас, у русского населения, пропал талант, куда-то ушел. Мы видим, говорит он, как точно в пьяном



Hosted by uCoz