Отчет обер-прокурора святейшего синода. Отношение церкви к государственным мероприятиям по укреплению трезвости в народе. Петроград:1916

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 86   >>>

  1  83  84  85  86 87  88  89  90  91  92  93 

религиозной настроенности населения. Преосвященный же Иркутский по пунктам перечисляет фактические результаты народного отрезвления: «1) заметно усилилось блогочестие и набожность в народе; повсюду увеличилось число молящихся за церковными богослужениями; 2) у мировых судей и в волостных судах почти прекратился приток жалоб и полицейских протоколов по делам о хулиганстве, драках, увечьях и воровстве, ранее возбуждавшимся десятками и сотнями; 3) общественные—волостные и сельские сходы, за отсутствием на них пьяных, сделались серьезно деловыми и гораздо более продуктивными по своей работе, чем это было прежде; 4) сельския помочи стали действительной и дружной помощью деревенского мира своим односельчанам, не ради угощения, а ради взаимопомощи, и обходятся несравненно дешевле; 5) свадьбы стали приличными, скромными, продолжаются не неделю, а не более двух дней; 6) драки, безчинные гулянки, хулиганство как будто ветром снесло, и деревня приобрела новый мирный трудовой вид; 7) население стало лучше питаться; 8) количество рабочих дней значительно увеличилось; 9) заболеваний на почве злоупотребления алкоголем, за редкими исключениями, не стало; ИО) семейные неурядицы, раздоры и несчастья от пьянства прекратились; 11) отношение народонаселения к настоящей войне вдумчиво-серьезное, здравое, без тех ненормальных эксцессов, какие необходимо имели бы место при наличии водки». «И не даромъ» (пишет в заключение преосвященный Иркутский) «всюду из уст простого народа слышатся знаменательные слова: «спасибо Батюшке-Царю, что пожалел насъ».

Итак, нравственное преображение России, под влиянием запрещения спиртных напитков, стало

неоспоримым фактом современной действительности.

Само собой разумеется, что православное духовное ведомство, трудами деятелей которого в последнее десятилетие открыто множество братств и обществ трезвости, естественно, не могло отнестись иначе к последовавшему с высоты Престола Державному призыву к одушевленной работе над искоренением разрушительного зла алкоголизма, как только с искреннею блогодарностью и изъявлением полной готовности не только продолжать, но и усилить работу по укреплению в народе великого трезвенного движения, столько же плодотворного, в смысле улучшения народного блогосостояния, сколько и отвечающого заветным чаяниям служителей алтаря Господня. Выразителями чувств и настроений православного духовенства по поводу великих правительственных актов по борьбе с алкоголизмом явились многочисленные постановления епархиальных съездов священно-цер-ковнослужителей и представителей церковных старост, а также съездов уездных и блогочинниче-ских. В этих постановлениях содержались заявления о необходимости прекращения винной и пивной торговли не только во время войны, но и навсегда. Некоторые из епархиальных съездов, как-то: Новгородский, Рязанский, Пензенский, Уфимский, Черниговский, Воронежский, Литовский, представили свои постановления, чрез местных преосвященных, в центральное управление духовного ведомства с просьбой возбудить надлежащее ходатайство о запрещении навсегда, в законодательном порядке, торговли не только водкой, но и пивом и вином.

Св. Сѵнод, с своей стороны, принял в отчетном году ряд мер к распространению и укреплению в населении трезвенного движения.



Hosted by uCoz