1 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 | |
дым приставанием к прохожим; человек, раньше никогда не заглядывавший в церковь, теперь вспоминает об ней и стал посещать ее; пьянчуга и забулдыга, совершенно потерявший образ человека, вечно пьяный, босой и оборванный, шлявшийся по шинкам,—которого трепетала и как зверя страшилась семья, у которого в доме царили вечная нищета, голод и слезы,—тенерь совершенно неузнаваемъ— оделся и обулся сам, одел и обул семью, сделался хорошим домохозяином и прилежным любящим отцом и семьянином, безконечно радуется своему воскресению и клянет вино и свой прежнюю жизнь; этой перемене радуются все, особенно женщины, блогословляя ВашеИмператорскоеВеличество за твердое решение запретить продажу водки». Касаясь того же вопроса, преосвященный митрополит Московский отмечает «поразительнейшие» результаты прекращения Самодержавной волею Вашего Императорского Величества продажи спиртных напитков, в смысле коренного обновления религиозно-нрав-ственного состояния народа: «предаваясь лишний раз, по слабоволию ли или по легкости и удобству добыть вино, виноиитию, русский человек, даже не будучи и плохим, отдалялся все более и более от церкви и храма и естественно терял, вместе с материальным оскудением, свои духовные, религиозные и нравственные устои; с запретом же продажи водки, на каждом шагу можно наблюдать поразительные примеры перерождения людей, отставших от своих порочных привычек и, с улучшением материального своего блогосостояния, вспомнивших о себе, как об образе и подобии Боднемъ». Далее, .митрополит Макарий указывает на более усердное, чем в прежние годы, посещение храмов Вожиих, значительное увеличение числа исповедников и на другие факты | религиозной настроенности населения. Преосвященный же Иркутский по пунктам перечисляет фактические результаты народного отрезвления: «1) заметно усилилось блогочестие и набожность в народе; повсюду увеличилось число молящихся за церковными богослужениями; 2) у мировых судей и в волостных судах почти прекратился приток жалоб и полицейских протоколов по делам о хулиганстве, драках, увечьях и воровстве, ранее возбуждавшимся десятками и сотнями; 3) общественные—волостные и сельские сходы, за отсутствием на них пьяных, сделались серьезно деловыми и гораздо более продуктивными по своей работе, чем это было прежде; 4) сельския помочи стали действительной и дружной помощью деревенского мира своим односельчанам, не ради угощения, а ради взаимопомощи, и обходятся несравненно дешевле; 5) свадьбы стали приличными, скромными, продолжаются не неделю, а не более двух дней; 6) драки, безчинные гулянки, хулиганство как будто ветром снесло, и деревня приобрела новый мирный трудовой вид; 7) население стало лучше питаться; 8) количество рабочих дней значительно увеличилось; 9) заболеваний на почве злоупотребления алкоголем, за редкими исключениями, не стало; ИО) семейные неурядицы, раздоры и несчастья от пьянства прекратились; 11) отношение народонаселения к настоящей войне вдумчиво-серьезное, здравое, без тех ненормальных эксцессов, какие необходимо имели бы место при наличии водки». «И не даромъ» (пишет в заключение преосвященный Иркутский) «всюду из уст простого народа слышатся знаменательные слова: «спасибо Батюшке-Царю, что пожалел насъ». Итак, нравственное преображение России, под влиянием запрещения спиртных напитков, стало |