1 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 | |
Эти поистине исторические акты, которым предшествовало великое Царское предрешите: «Навсегда воспретить в России казенную продажу водки», выраженное в ответной телеграмме Вашего Императорского Величества от 20 Сентября 1914 г. на всеподданнейшее ходатайство Всероссийского трудового союза христиан-трезвенников, провели глубокую борозду в народной жизни. Фактически осуществленное, блогодаря им, прекращение во всей России продажи спиртных напитков подняло жизнь народа, во всех решительно отношениях, на высоту, прежде казавшуюся недосягаемой. Это видно не только из отдельных поступающих в Св. Сѵнод от епархиальных начальств и духовенства донесений, но и из отчетов преосвященных о состоянии вверенных им епархии, составляемых на основании сообщений приходских священниковъ—этих наиболее достоверных свидетелей народной жизни во всех ея проявлениях. Вот, напр., какия свидетельства содержатся в отчетах преосвященных Екатеринославского, Московского и Иркутского. «Зеленый змий» (пишет преосвященный Екатеринославский), «целые века сосавший русского человека и высосавший у него все живительные соки, с началом второй Отечественной войны Высочайшею волею наконец сломлен и лишен деспотической власти над телом и душой русского человека; трезвость, хотя и принудительная, наконец восторжествовала на русской земле и улучшила жизнь прихода во всех отношениях; все безобразия, все виды хулиганства, на распространение которого не так давно жаловались все блогомыслящие люди, теперь почти совсем исчезли: не слышно стало на улицах ругани и сквернословия, отвратительных песнопений, не заметно кучек праздношатающейся молодежи со свистом и плясом, с дерзким и наг- | дым приставанием к прохожим; человек, раньше никогда не заглядывавший в церковь, теперь вспоминает об ней и стал посещать ее; пьянчуга и забулдыга, совершенно потерявший образ человека, вечно пьяный, босой и оборванный, шлявшийся по шинкам,—которого трепетала и как зверя страшилась семья, у которого в доме царили вечная нищета, голод и слезы,—тенерь совершенно неузнаваемъ— оделся и обулся сам, одел и обул семью, сделался хорошим домохозяином и прилежным любящим отцом и семьянином, безконечно радуется своему воскресению и клянет вино и свой прежнюю жизнь; этой перемене радуются все, особенно женщины, блогословляя ВашеИмператорскоеВеличество за твердое решение запретить продажу водки». Касаясь того же вопроса, преосвященный митрополит Московский отмечает «поразительнейшие» результаты прекращения Самодержавной волею Вашего Императорского Величества продажи спиртных напитков, в смысле коренного обновления религиозно-нрав-ственного состояния народа: «предаваясь лишний раз, по слабоволию ли или по легкости и удобству добыть вино, виноиитию, русский человек, даже не будучи и плохим, отдалялся все более и более от церкви и храма и естественно терял, вместе с материальным оскудением, свои духовные, религиозные и нравственные устои; с запретом же продажи водки, на каждом шагу можно наблюдать поразительные примеры перерождения людей, отставших от своих порочных привычек и, с улучшением материального своего блогосостояния, вспомнивших о себе, как об образе и подобии Боднемъ». Далее, .митрополит Макарий указывает на более усердное, чем в прежние годы, посещение храмов Вожиих, значительное увеличение числа исповедников и на другие факты |