С точки зрения предупреждения употребления наркотиков ценность просветительных программ сомнительна. Однако, как указано в докладе Комитета экспертов ВОЗ по наркотической зависимости, «ознакомление общественности с фактическими данными о действии вызывающих зависимость средств и условиях, когда они должны применяться, совершенно необходимо, чтобы удовлетворить значительную потребность населения в таких сведениях и помешать недостаточно осведомленным лицам распространять неточную и часто неправильную информацию об этих средствах. В правильной информации прежде всего нуждаются специалисты, в частности работники системы просвещения, работники служб социальной помощи, юристы, работники органов просвещения, а также работники здравоохранения. Широкая общественность также должна быть хорошо осведомлена в этих вопросах, что облегчит проведение необходимых законодательных, профилактических и лечебных мероприятий. Само по себе наказание не удержит лиц, страдающих зависимостью от потребления наркотических средств. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить, действительно ли угроза наказания имеет значение для тех, кто не потребляет наркотики, или для тех, кто потребляет их случайно или с целью экспериментирования, и если да, то при каких обстоятельствах она удерживает их от такого шага. Если наказание уже предусмотрено, оно должно соответствовать серьезности проступка с точки зрения его действительного и потенциального вреда для других или самого наказуемого. Таким образом, в большинстве случаев длительные сроки заключения, присуждаемые при обнаружении небольшого количества наркотика, предназначенного для личного пользования, представляются слишком строгой мерой, и следует проследить, чтобы само по себе потребление наркотиков нигде не расценивалось как преступление. Страны мира располагают крайне неодинаковыми возможностями для борьбы с прямыми или косвенными последствиями потребления наркотиков в виде медицинских осложнений. Хотя во многих странах имеется та или иная форма обслуживания больных после отнятия наркотика, эти службы часто работают неудовлетворительно. Так, например, нет достаточно средств детоксификации, особенно для алкоголиков, и отбывающие срок заключения лица с выраженной физической зависимостью при отнятии наркотика могут остаться без необходимой медицинской помощи. Важным достижением последних лет является лечебная процедура, известная под названием поддержание, т. е. непрерывное контролируемое легальное снабжение некоторых лиц, 1 Серия техн. докл., 1972, № 460, с. 43. страдающих зависимостью, препаратами типа опия. Подход к таким программам и методы их проведения в различных странах неодинаковы, но цели в основном одни и те же: поддерживать непрерывный контакт между человеком, страдающим зависимостью, и оказывающим ему помощь персоналом и помочь ликвидировать выходящее за рамки закона и социально неприемлемое поведение, связанное •с нелегальным приобретением и применением наркотиков. Однако «поддержание» не будет иметь успеха, если соответствующих поддерживающих служб недостаточно. Другим важным достижением является создание самоуправляющихся общин, которые представляют собой как бы «микрообщества». Здесь бывшие потребители наркотиков могут хотя бы на время скрыться от окружающего мира, здесь они пользуются советом и поддержкой других. По такому же принципу создаются программы «самопомощи», как, например, в Обществе анонимных алкоголиков. Несмотря на широкое разнообразие подходов к предотвращению и решению проблем, связанных с употреблением психотоксических веществ, в большинстве стран мира число этих проблем не сократилось до приемлемых размеров. Настоятельно необходимо провести исследование с целью возможно объективнее определить опасность, связанную с немедицинским применением некоторых наркотиков, а также чтобы оценить эффективность различных систем мероприятий, подходов и методов решения вопроса относительно этой опасности. Службы лечения и реабилитацииСамые разнообразные службы необходимы для решения проблемы наркотической зависимости. Сюда относятся службы детоксификации, медицинской реабилитации, службы учебно-профессиональной ориентации, индивидуальных и групповых консультаций, психотерапии, службы поддержания, самоуправляемые общины, общежития, социальное обслуживание больных и их семей и службы длительного наблюдения. Все это должно быть скоординировано в комплексных программах, основанных на принципе обслуживания отдельных групп населения. Главными задачами таких программ должны быть следующие: восстановить личную полноценность и увеличить общественную полезность лиц, страдающих зависимостью; помочь потребителям наркотиков и не употребляющим их людям, как взрослым, так и молодежи, научиться избегать зависимости от наркотиков при условии их доступности; 433 | улучшить взаимопонимание представителей разных поколений, особенно в отношении оценки ценностей, мнений и взглядов. Такие программы должны .носить неофициальный характер, быть целенаправленными, гибкими и не зависящими от законодательных агентств (хотя контакт с ними необходим). Они должны располагать надежной информацией относительно наркотиков и оказывать помощь не только молодым людям, но и родителям, учителям и другим лицам зрелого возраста, ко¬ торым может понадобиться совет и руководство. Персонал должен быть компетентным, знакомым с местными условиями и способным установить основанные на доверии отношения с потребителями наркотиков и их семьями. Обслуживание должно базироваться на тщательном планировании и твердых принципах. С самого начала следует консультироваться с теми, для кого предназначены такие программы, и при этом необходимо предусмотреть оценку каждого компонента программы. Критерии для разработки схем использования земельных участковНасколько возможно, при планировании городов следует руководствоваться перечисленными ниже общими критериями для разработки стандартных схем использования земельных участков как для новых, так и для существующих городов. 1. До распределения земельных участков необходимо учесть метеорологические, гидрологические и биологические характеристики городского района в целом и его отдельных частей. 2. Метеорологические условия должны обусловить снижение до минимума потенциальных проблем загрязнения воздуха, особенно в жилых районах. 3. Время, расходуемое на поездку от места жительства до места работы и мест отдыха и развлечений, должно быть по возможности минимальным. Помимо расстояния важным фактором являются также виды транспорта. 4. Все районы застройки — жилые, промышаенные, торговые и общественные здания— следует постоянно обеспечивать вкусной питьевой водой без значительных материальных затрат. 5. Важно предпринять эффективные меры по сбору, удалению и обработке, если это необходимо, всех жидких отбросов, включая сточную дождевую воду и все твердые отбросы. 6. Застроенные районы, особенно жилые кварталы, не должны быть подвержены наводнению. 7. Жилые районы должны быть относительно свободны от насекомых и грызунов, которые могут быть перенссчиками или резервуарами болезней человека и в связи с этим стать препятствием к достижению успехов в области физического здоровья и социального благополучия. 8. При разрабоке схем использования земельных участков следует способствовать развитию и поддержанию практикующихся в обществе взаимоотношений, свободных от нежелаемой изоляции и сегрегации. Приведенные выше критерии являются весьма общими и могут быть использованы для разработки ряда общих руководящих указаний. Для разработки конкретных указаний при планировании схем использования земельных участков необходимы особые критерии. Из: WHO Scientific Group on the Development of Environmental Health Criteria for Urban Planning (1972) Report, Geneva (Wld Hlth Org. techn. Rep. SerNo. 511), pp. 8—9. 434 |