А. Форель (профессоръ психіатріи и директоръ заведенія для душевно-больныхъ). Спиртные напитки какъ причина сумасшествія (алкоголь и душевныя разстройства). Петроградъ:1917

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 3   >>>

  1  2  3 4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43 

Алкоголь и душевные расстройства.

Душевные расстройства—это болезни мозга, то-есть главной части нашей нервной системы, местопребывания души. Не всякое душевное расстройство проявляется в виде полного помешательства, ясного для каждого ребенка; но даже и слабое, очень легкое на вид расстройство (часто заметное только для специалиста или для близких окружающих больного), нашего блогороднейшого и так невероятно тонко и нежно построенного органа представляет тяжелое заболевание всего человека, его внутренняго я.

Что значат все болезни печени, сердца и т. п., что значит даже сама смерть сравнительно с заболеванием или с разрушением души? Мало того, что душевные расстройства уничтожают не только самую сущность человеческой личности,—человечное в человеке,— они являются еще источником самых

ужасных посягательств на других людей со стороны душевно-больных. Теперь твердо установлено, что всякое общее (но не всякое частное) заболевание мозга имеет своим последствием нарушение душевной деятельности, повреждение разума и воли.

Все спиртные (содержащие алкоголь) напитки, проникая через кровь в ткани тела и действуя на нервы, производят отравление нервной системы. Отравление мозга алкоголем делается затем всеобщим. Обусловленное им изменение души, хотя бы и самое легкое, подобно туману, распространяется на все ея высшия свойства. Что же мы называем высшими душевными свойствами? Этим именем мы должны назвать самые тонкия и сами о сложные области представлений с сопровождающими их тончайшими оттенками чувств и волевых движений.

Высшим в человеке, наряду с творческими силами фантазии, связанной с разумом, является весь круг этических и эстетических представлений,—область добра и красоты. Этими душевными свойствами, творческими силами своего духа, связанными с любовью к ближнему и с понятием



Hosted by uCoz