Курение и его влияние на здоровье. Доклад комитета экспертов ВОЗ № 568. Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1976

В начало   Другие форматы   <<<     Страница 108   >>>

  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15  16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30  31  32  33  34  35  36  37  38  39  40  41  42  43  44  45  46  47  48  49  50  51  52  53  54  55  56  57  58  59  60  61  62  63  64  65  66  67  68  69  70  71  72  73  74  75  76  77  78  79  80  81  82  83  84  85  86  87  88  89  90  91  92  93  94  95  96  97  98  99  100  101  102  103  104  105  106  107  108 109  110  111  112 

болеваниями, ишемической болезнью сердца, перемежающейся хромотой или язвами желудка и двенадцатиперстной кишки, отказаться от этой привычки. Врачи должны предупреждать своих больных об опасности, связанной с курением сигарет.

Дополнение 1

РЕКОМЕНДАЦИИ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОЕКТОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ ПРОТИВ ЧРЕЗМЕРНОГО КУРЕНИЯ

Проектирование законодательства по контролю за рекламой сигарет или по ограничению или запрещению курения должно считаться неэффективным без одновременного принятия административных и финансовых мер. На деле необходимо создать центральный орган для надзора за осуществлением принятых положений; другой его задачей должны явиться предложения по законодательным или другим мерам, необходимым для достижения желаемых целей. В ряде стран, например в Дании, Норвегии и Швеции, такие центральные органы уже созданы. Ясно, что для того, чтобы эти органы выполняли свои функции, нужно обеспечить их достаточное финансирование. Ниже приводится ряд рекомендаций по подготовке законопроектов; ясно, что в зависимости от условий в отдельных странах эти законы должны касаться либо только рекламы, либо содержать постановления гораздо более широкого охвата, такие, как запрещение продажи сигарет молодежи или полное запрещение курения в школах. Можно упомянуть, что в некоторых странах существуют специальные клиники для лечения курильщиков.

1. Реклама

Идеальным решением этой проблемы было бы запрещение рекламирования сигарет с помощью любых слуховых и зрительных средств без исключения. Как отмечалось выше, в настоящее время ограничения касаются преимущественно рекламы по телевидению и радио. Там, где такого рода меры не могут быть введены в законодательном порядке, органы здравоохранения совместно с производителями или импортерами сигарет могут выработать кодекс хорошей рекламной практики. Вышеупомянутый центральный орган должен обеспечивать строгое выполнение принятых постановлений и предотвращать использование «хитрых» способов пропаганды.

Важно, чтобы имеющиеся в распоряжении центрального органа финансовые и административные ресурсы были достаточными для развертывания санитарно-просветительной деятельности против курения сигарет. Для этой цели следует использовать средства слуховой и зрительной агитации и необходимо, чтобы в санитарном просвещении принимали участие представители медицинской профессии и близких санитарных профессий, особенно фармацевты, сестры и работники социального обеспечения; роль представителей учительской профессии особенно велика в том плане, чтобы обеспечивать молодежь более чем какую-либо иную категорию населения регулярной информацией об опасности курения сигарет.

108

2. Предостерегающие надписи

На пачках сигарет или блоках обязательно следует помещать предостерегающие надписи с тем, чтобы быть уверенным, что потребитель ясно информирован об опасности, которой он подвергает себя. Там, где рекламирование сигарет по радио, телевидению и т. д. еще разрешается, следует ввести обязательное сопровождение такой рекламы предостережениями о вредных последствиях курения. Предостерегающие надписи должны иметь наглядный, крупный и четкий характер и привлекать внимание к опасности затягивания. На каждой пачке следует обязательно указывать концентрации смолы и никотина, хотя это никоим образом не должно давать возможности изготовителям говорить о безопасности таких уровней из-за того, что они могут быть ниже предельно допустимого. Следует ввести запрет на сигареты, в которых содержание смолы и никотина превышает определенные границы. Цены на сигареты должны быть намного большими, чем на сигары и трубочный табак. Средства, получаемые от налогов, могли бы быть потрачены на санитарно-просветительные меры против курения.

3. Запрещение курения

Важной мерой должно считаться запрещение курения сигарет в начальных и средних учебных заведениях. Этот запрет должен быть распространен на все места сбора молодежи и особенно помещения для спортивных занятий и отдыха. Следует по возможности запретить продажу сигарет подросткам, и поэтому автоматы по продаже сигарет нужно размещать вдали от школьных территорий.

Запрет на курение следует распространить на большинство общественных мест, особенно тех, где курильщики могут причинять неудобство окружающим. Это, очевидно, применимо к кино, театрам, местам развлечений, магазинам, ресторанам, общественному транспорту и рабочим местам. Там, где нет возможности запретить курение, следует отводить в отдалении от остальных помещений специальные места для курения, как это сейчас делается в поездах, самолетах и т. д.

В любом случае закон должен запрещать курение в больницах, лечебных учреждениях, пунктах медицинских консультаций и поликлиниках. Продажа сигарет в таких учреждениях также должна быть запрещена.

Дополнение 2

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ И ЗАКОНОПРОЕКТЫ, ЦИТИРУЕМЫЕ В ДОКЛАДЕ

Австралия (Южная Австралия)

Акт о сигаретах (маркировка), 1971 —1972 гг. (Int. Dig. Hlth Legis., 1973, 24 : 468)

Инструкция по сигаретам (маркировка). Датирована 3 мая 1973 г. (там же, 1974, 25 : 714)

Австралия (Тасмания)

Акт о сигаретах (маркировка), 1972 г. (там же, 1974. 25:721)

109



Hosted by uCoz