Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1142   >>>

  

— 1142 —

Из Самарской губ. пишут:

1. — Женщины пьянствуют наравне с мужчинами и дети не отстают в пьянстве оти, своих родителей. В попойку бывают пьяны все, не исключая девушек и маленьких детей, которых сами родители не находят предосудительным угощать водкой:—будут-де здоровы. (Письмо из с. Саперкина).

Из Архангельской губ.:

2. — Пьют вино не. только мужчины, но и женщины и, что всего горше, дети-подростки. Последния научаются пить потому, что родители потакают им и, что всего хуже, насильно вливают вино в рот: это приходилось наблюдать во время браков на-дому врачущихся. (Письмо из Шенкурского у., Архангельской губ.).

3. — Для того, чтобы потешить себя отцы сами угощают своих детей водкой, особенно на свадьбах. Дети же, не видя запрещения со стороны своих родителей, считают винопитие для себя позволенным и почти всегда, когда имеются деньги, на зимних вечеринках у них бывает складчина и они напиваются пьяными. (Письмо из Самарской губ.).

— „Пьют и даже заставляют пить детей, девушек. И нужно сказать, что в этом изощряются сами родители:—пьяный ребенок им потеха%—пишут из Пензенской губ.

Пытаются даже закалять детей в пьянстве с младенчества.

Из Орловской губернии пишут:

— Пьют отцы, матери и дети, включая грудных, которым насильно льют вино в рог, а если этим способом ребенок не берет, то льют на „темячкочтобы привыкал и*закалялся в винопитии.

Есть, понятно, и счастливые места, где пьянство в среде женщин и детей развито не сильно, но крайней мере не до такой степени, чтобы кидалось в глаза. К сожалению таких месг очень и очень мало. Из всей массы ответов можем привести только 5 выдержек.

Из с. Хотетова, Орловской губ., пишут:

— Пьют и женщины, но таких небольшой процент. Среди детей употребление спиртных напитков является, как исключение.

— Женщины пьют мало. Пьяную женщину можно встретить только на свадьбах, а пьяных детей я не видал, — пишет один священник из Капальского уезда, Семиреченской области.

— Между женщинами не развито пьянство, если не считать исключений; но на свадебных и других пирушках пьют не только женщины,—даже дети:—такой обычай. (Письмо из Писарского у., Пензенской губ.).

— „Женщины и дети, если и пьют водку, то весьма редко",— пишут из с. Дронова, Орловской губ.

— Дети, юноши и девицы до 18 лет, за весьма редкими исключениями не пьют и родители их к этому не приучают,

— 1148 -

говоря: — „вырастутъ—привыкнут4*. Многие родители за питье водки до женитьбы быогь своих детей.

(Письмо из ст. Урджарской, Семиреченской области).

Пьет большое и малое деревенское начальство, пьет полиция, пьют врачи, учителя. На это чуть не в каждом ответе имеются беглые прямые и косвенные указания.

— „Большим соблазном для народа",—жалуется один священник Забайкальской области,—„служит так называемая „интеллигенция" в лице крестьянских начальников, становых приставов, участковых врачей и фельдшеров, мировых судей и учителей министерских школ, которые все вместе составляют общество пьянства, картежной игры и прочих безобразий.

С глубокой скорбью должны мы отметить, в интересах истины, что наравне с народом пьет и наше духовенство.

Пьют причты. Один священник замечает:

— .Диакон и псаломщик и сами не прочь в любое время разделить веселую от хмеля компанию". (Письмо из Костромской губ.).

Пьют и противодействуют насаждению трезвости и настоятели.

— „Главное мое горе то",—пишет один священникъ—„что настоятель, старший священник, почти пьян... Трезвенным начинаниям он так активно противодействует; так шли ко мне 18 человек записаться в общество, но на дороге встретил их настоятель и убедил якобы в „пустоте моей затеи"...

Пьянство духовенства отражается иослабляющим образом на плодотворности трезвенной работы тех священников, которые не заражены губительным пороком. Пример недостойного поведения священников вносит в народ и соблазн и недоверчивость к пастырям, как таким учителям жизни, дело которых находится в постоянном и полном разладе с испове-дуемым идеалом.

— Пример должен быть выше и дороже всего,—пишет один священник Архангельской губ.—„Это-ли мы видим среди пастырей? К великому сожалению совершенно не пьющих вина найдется или нет ‘/«« часть всего духовенства. Таким образом нам, врачам, нужно сначала самим вылечиться, а потом врачевать и другихъ".

Особенно яркое письмо с горькими сетованиями на порочность духовенства получено нами из Казанской губернии. Авторъ—священник, убежденный трезвенник, повидимому изжил в своей трезвенной деятельности огромную цепь страданий. По крайней мере это отразилось в его взглядах на современную борьбу за трезвость, взглядах, крайне безотрадных, мрачных.

Вот что он пишет:

— „Каковы труженики-то народные? Не показательно-ли будет самим-то пастырям сказать:—„Врачу, йсцелися самъ".— Прежде, чем лечить других, самим-то нам нужно исцелится,