V — 1140 — точной полнотой обрисовать состояние современной борьбы духовенства с народным пьянством. Листок, выработанный нашим обществом, заключал в себе следующие вопросы. 1) Существуют ли какия-нибудь в вашей местности общества трезвости или группы трезвенниковъ? (Если су ществуют печатные усфюы и отчеты,—просим их прислать). Если нет, то не принимает ли чего население или отдельные лица частным образом для народного отрезвления? 2) Какия блогоприятные и неблогоприятные обстоятельства имеются у вас для распространения в народе (общественные попойки, „помочи", „липси", бедность, случайные заработки, голод, ярмарки, характер труда и промыслов, иногда сопряженных с пьянством и проч.—и действия обратного: школы, проповеди, развитие интереса к просвещению, книга, трезвое влияние личности и проч. и проч.)? 3) Какия меры принимаются против пьянства духовенством и школой (чтения, библиотеки, хоры, разумные развлечения и ироч.)? 4) Как относится население к делу народного отрезвления (с расположением или недоверчиво, насколькф сильно пьянство, не пьют ли женщины, дети,—что влияет на это; не мешает ли отрезвлению тайная продажа водки, под влиянием каких условий растет или понижается пьянство? и проч.)? 5) Если предпринимались меры против пьянства, то к чему оне привели?—Если были неудачи, отчего зависели? 6) Какия у вас существуют местные условия и нужды, за служивающия особого внимания при борьбе с пьянствомъ? (Нет ли каких-нибудь местных обычаев и установлений, влияющих в ту или другую сторону)? В настоящем докладе мы предлагаем частичный свод данных, почерпнутых из сообщений наших корреспондентов, и рассматриваем их в такой последовательности: а) общая характеристика народного пьянства; б) условия, блогоприятствующия его процветанию; в) общая характеристика борьбы духовенства с народным пьянством; г) отношение народа к этой борьбе; д) мнения духовенства о способах и приемах борьбы, и, наконец, е) наши соображения, касающияся как общого характера, так и деталей борьбы. Все ответы устанавливают за истину, что потребление спиртных напитков в России распространено всюду, хотя и не в равной степени. Пьют все. 1. Из Сыр-Дарьинской области пишут: — Пьют мужчины, пьют женщины, пьют молодые люди, пьют иногда и дети-подростки. 2. Из Семиреченекой области пишут: | — 1141 — -- Население почти все, как мужское, так и женское пьет если не водку, то вино, кумыс или пиво, бражку и т. ии. (Письмо из ст. Урджарской). 3. Один священник Ташкентского уезда пишет: — Едва ли найдется во всем приходе сотая доля людей непьющих: 4. — Пьют положительно все, не только мужчины, но и женщины, девицы и мальчишки-подростки. Но „пьянствующихъ“ нет. (Письмо из Еврейского у.. Пензенской губ.). 1. — Пьют мужчины, пьют, хотя меньше, и женщины и даже дети. Пьют бедняки, пьют не меньше, если не больше их и богатые. Пьют неграмотные, но не отстают от них и грамотные 'и даже образованные,—пишет один священник Орловской губернии. В одном из ответов потребление вина женщинами объясняется непосильностью деревенского труда. 2. — Хотя пьянство в населении нашего уезда развито не в очень сильной степени, но нужно сказать, что выпивают и женщины. Причиной пьянства женщин служит то обстоятельство, что мужское население нашего уезда занимается отхожим промыслом в столицы, а женщины в летнюю страдную пору остаются в деревне единственными работницами по сельскому хозяйству, и вот предоставленные самим себе, как будто вознаграждая себя за свой, можно сказать, непосильный труд и позволяют оне себе время оть времени выпить вина (но не пьянствовать). (Письмо из Костромской губ.). Почти все ответы (за весьма немногими исключениями) утверждают, что потребление спиртных напитков в среде женщин и детей стало почти обычным явлением. Один священник пишет: 1. — Женщины, часто и подростки, иногда пьют наравне с мужчинами, и это здесь никого не удивляет, ибо пьянство сильно привилось к народу. (Письмо из Козмодемьянского у., Казанской губ.). Другой сообщает: 2. — Пьют поголовно все—и старики, и молодые, и женщины, и даже дети. Сейчас мой сын заявил мне, что. его товарищ по игре, Тихон, вчера выпил „три чарки"; а ему всего лишь шесть лет. (Из письма священника Полтавской губ.). В большинстве письма пестрят однообразными ответами: 3. — Пьют женщины и дети,—пишут из Черниговской губ.—Пьянство поддерживается сильно развитой тайной продажею водки. 4. — Пьют женщины, пьют и дети, на праздниках вешних непременно и при всех требах, говоря,—почему не выпить даровой водки. (Из Харьковской губ.). Часто отмечается, что родители, горько жалующиеся ныне на разврат и пьянство детей, сами же с малых лет приучают ребят к винонитию. |