— 1144 — а потом ужо приниматься за спасение погибающих. А как духовенство ведет себя безобразно! Пьет запоем но месяцу, но два. Пьет вместе со своими прихожанами в праздники, во время ходов со святыми иконами. Случается, что и под руки водят насомые своего пастыря. А хотим исправлять иасомыхъ! В виду этого прежде, чем лечить других, нужно излечить сначала самих-то пастырей и членов причта. Пьянство среди духовенства громадный соблазн для прихожан. Если-бы Александро-Невскому обществу описать, что делает в пьяном виде мой помощник, то оно не новерило-бы. Чтобы исправить духовенство, нужно высшему церковному правительству узаконит самые строгия взыскания за пьянство членов причта. А у нас духовенство пьет и никому, как будто, дела нет. Пей и пей, сколько угодно. II блогочинному дела нет, и прихожанам тоже. Да прихожане то и рады, что у них батюшка пьет сильно, потому что можно с ним погулять иногда. Почти невероятный случай рассказывает одна провинциальная газета. В селе открылось общество трезвости. Во главе его, вопреки желанию трезвенников, встал местный священник, не отличающийся воздержностью по отношению к спиртным напиткам. На запрос одного трезвенника, может-ли быть председателем общества трезвости священник, потребляющий вино, председатель заявил, что священник даже не может быть трезвенником, ибо потребляет вино в церкви. Факт „потребления вина в церкви" подтвердился самым неожиданным образом при следствии по делу о предосудительном поведении этого священника: церковный сторож заявил, что он раза четыре носил священнику в церковь водку... Эта невероятная, ужасающая каждого трезвенника, история рассказана месяц тому назад и до сих пор не опровергнута ‘). Само собой разумеется, что подобное поведение деятеля вносит в дело народного отрезвления непоправимые дефекты. Само жвѵ собой разумеется, что такие деятели должны быть устранены в интересах дела из ряда борцов за трезвость... О пьянстве черного духовенства говорить не приходится. Факт слишком общеизвестен. В наших материалах нет прямых указаний на него (причины также понятны), но некоторый намек имеется. Вот что пишут из Казанской губ. — Взгляд на пьянство, как на что-то необходимое, ходы со св. чудотворными иконами обращает в обоюдоострое оружие: подготовляет полную религиозную профанацию и за пьянство одних другие получают похмелье. Не смотря на то, что епархиальное начальство пыталось урегулировать эти ходы, почти каждое сельское общество, жалея на уплату за требы и молебны трез- ') „Новгородская жизнь", 1909, № 93. | — 1145 — вым приютам, наливает до положении риз ходовую братию, которая нередко в пьяном виде, (как например в с. Ключах, Казанского уезда, 9 января) всенародно оскорбляет местный причт. (Заявление 4-х казанских священников). Борьба с пьянством духовенства пока очень и очень трудна. Существуют условия, которые устранимы лишь церковным собором. И когда они будут устранений, тогда только явится возможность требовать от духовенства абсолютной трезвости и известного нравственного совершенства. В данное же время приходится желать одного,—чтобы в курс духовных учебных заведений было введено учение о трезвости. Пьют все племена и народности, входящия в состав нашей империи. В западном и прибалтийским краях при значительном потреблении водки и заводского пива население пьет еще серный эфир. Этотъ—же продукта сильно распространен среди псковской чуди (нолуверцев) и носит у них прозвание „ликвы". Переселенцы эсты занесли ликву даже в Вологодскую губернию... Черемисы и чуваши, потребляя водку, упиваются еще своеобразными хмельными напитками домашняго изготовления. 1. Буряты Забайкальской области, по отзыву местного священника, сильно злоупотребляют спиртными напитками и увлекаются карточной игрой. Пьют и киргизы. 2. —„ Громадному сбыту водки помогают киргизы, научившиеся нить водку не хуже русскихъ",—пишут из Ферганской области. По отзывам из Малороссии и Западного края вовсе не пьют, или пьют очен мало только евреи. Пьют дажо народности, которые, но вероисиоведным условиям, обязаны быть трезвенными. Из Сыр-Дарьинской области сообщается, напр., такое соображение. — Характерное явление! В Чиназе (поселке) 26 дворов и 2 склада с вывесками (следовательно—с нравами на торговлю); в Богородицам 60 дворов и 3 склада тоже с правами. Спрашивается:—кто' содержит эти заведения?—26 дворов не могут даже при повальном пьянстве содержать 2 склада. Очевидно не мало крепких напитков разбирается и мусульманами. Из Самарской губ. пишут: — Татары вино употребляют редко, но их закону это грешно, но набожные из них сумели обойти закон: вместо вина они употребляют, и в очень больших размерах, аптекарский киндер-бальзам, которым и упиваются нисколько не меньше и не хуже, как русские вином. Киндер-бальзам продается везде и всякому без рецепта врача и в каком угодно количестве; в татарском селе винной лавки нет, но за то в каждой |