— 501 — „Необходимо снять с него покров удальства и молодечества, которыми наш народ любить покрывать этот норок. Нельзя требовать абсолютной трезвости от народа, когда он исторически и систематически отравлялся алкоголем, когда он воспитался в кабаке и питейном доме,—для этого нужно время и перевоспитание всей массы населения. О такой задаче только можно мечтать, действовать же надо пока в сфере более доступной. Необходимо принимать меры к скорейшему и систематическому отрезвлению народа, а в числе этих мер должны быть забота, чтобы подрастающее поколение на школьной скамейке познало бы истинное значение современного зла и разрушительное действие спирта на тело, умственные способности и душу человека“. Мы глубоко убеждены, что систематическое преподавание подобного курса в народных школах, подорвет значение пьянства в глазах народа и поколеблет в его среде главнейшие предрассудки о вине. Полагаем, что сказать нашим юношам о размерах современного пьянства и его последствиях — не лишнее, тем более, что занялась уже заря, настает день отрезвления, многие уже проснулись и просыпаются и теперь можно уже указать на плоды успеха в борьбе с злоупотреблением спиртными напитками, а успех этот будет еще плодотворнее, если наши юноши будут подпилены к борьбе с этим страшным народным бедствием. В этом, но нашему мнению, и заключается задача современной школы, на столько она может придти на помощь в борьбе с народным пьянством. Преподавание это введено в Соединенныха Штатах и с. Канаде, где от 16 до 17 миллионов детей обучаются тем последствиям, какия на организм оказывает алкоголь. С успехом применяемое в Америке преподавание трезвости не может не иметь блоготворного действия в России, стране молодой, стремящейся достигнуть умственного и социального прогресса, который был достигнут в других странах ценой жестокой и упорной борьбы. Преподавание это, не только в Америке и в Англии, но и во Франции ведется довольно успешно. В высших английских учебных заведениях имеется специально для этого лектор. Две лекции в неделю посвящены научному пояснению действия алкоголя и о влиянии его на народную нравственность. Лекции эти иллюстрируются картинами и таблицами. Такое же наглядное преподавание о вреде алкоголя ведется в низших школах Англии и Франции. Преподавание этих уроков поручается не посторонним, а школьным преподавателям и преподавательницам, так как они пользуются большим авторитетом и их влияние на детей более продолжительное. В учебниках и школьных уроках указывается на абсолютный вред алкоголя, даже в виде пива и вина, ядовитых | — 502 — для организма. Такая постановка вопроса вполне рациональная, так как все полумеры более вредны, чем самые грубые преувеличения и ошибки. Уже Платен говорил о необходимости антиалкоголистического воспитания, а также предлагал ввести закон, запрещающий потребление алкоголя детьми и юношами. Солон издал закон против кабатчиков, продающих неразбавленное водой вино, и особенно детям. Точно также Ликург издал закон против кабатчиков, побуждающих к неумеренному потреблению вина и продающих вино детям. Пора и очень нора и нам подумать о том, о чем думали в те отдаленные, классическия времена. Правда, начальной школе, в данном случае, предстоит более трудная борьба; она во-первых, имеет дело с людьми малокультурными, даже невежественными; во-вторых большинство населения на низшую школу вовсе не думает смотреть, как на насущную потребность для их детей. Пи для кого не тайна, что в деревнях молодежь пьет и в престольные праздники, и на свадьбах, и во время других семейных торжеств не столько но своему почину, сколько по приказанию и для потехи подгулявших старших. Для деревни, в данном случае, единственное спасение в истинном просвещении, но так как это блого внедряется в народную массу медленно, то было бы в высшей степени блогодетельно, для провинившихся родителей, и вообще всех старших, которые вздумали бы спаивать молодежь, установить денежный штраф, который в деревне действует несравненно лучше многих других наказаний, как например высидки. в) Гигиена и воспитание ребенка. Гигиенический уход за ребенком представляет вопрос первостепенной важности и считается одним из верных средств для борьбы с детской смертностью, которая в последнее время стала принимать все более и более угрожающие размеры. Гигиена ребенка дает нам правила для нормального и здорового развития его во всех отношенияхъ—в физическом, нравственном, умственном. Дети, поставленные сразу в плохия антигигиеническия условия, дают наибольший контингент заболеваемости, болезненности, обусловливаемой нестойкостью их организма и меньшей сопротивляемостью вредным причинам. Отсюда появляется и большая смертность в детском возрасте. По частоте заболеваний, детский организм также превосходит все остальные, вместе взятые. Между тем мы знаем, что сохранение жизни и здоровья тЬтей представляет вопрос первостепенной важности, не только |