Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 502   >>>

  

— 502 —

для организма. Такая постановка вопроса вполне рациональная, так как все полумеры более вредны, чем самые грубые преувеличения и ошибки.

Уже Платен говорил о необходимости антиалкоголистического воспитания, а также предлагал ввести закон, запрещающий потребление алкоголя детьми и юношами. Солон издал закон против кабатчиков, продающих неразбавленное водой вино, и особенно детям. Точно также Ликург издал закон против кабатчиков, побуждающих к неумеренному потреблению вина и продающих вино детям.

Пора и очень нора и нам подумать о том, о чем думали в те отдаленные, классическия времена.

Правда, начальной школе, в данном случае, предстоит более трудная борьба; она во-первых, имеет дело с людьми малокультурными, даже невежественными; во-вторых большинство населения на низшую школу вовсе не думает смотреть, как на насущную потребность для их детей. Пи для кого не тайна, что в деревнях молодежь пьет и в престольные праздники, и на свадьбах, и во время других семейных торжеств не столько но своему почину, сколько по приказанию и для потехи подгулявших старших. Для деревни, в данном случае, единственное спасение в истинном просвещении, но так как это блого внедряется в народную массу медленно, то было бы в высшей степени блогодетельно, для провинившихся родителей, и вообще всех старших, которые вздумали бы спаивать молодежь, установить денежный штраф, который в деревне действует несравненно лучше многих других наказаний, как например высидки.

в) Гигиена и воспитание ребенка.

Гигиенический уход за ребенком представляет вопрос первостепенной важности и считается одним из верных средств для борьбы с детской смертностью, которая в последнее время стала принимать все более и более угрожающие размеры.

Гигиена ребенка дает нам правила для нормального и здорового развития его во всех отношенияхъ—в физическом, нравственном, умственном.

Дети, поставленные сразу в плохия антигигиеническия условия, дают наибольший контингент заболеваемости, болезненности, обусловливаемой нестойкостью их организма и меньшей сопротивляемостью вредным причинам.

Отсюда появляется и большая смертность в детском возрасте.

По частоте заболеваний, детский организм также превосходит все остальные, вместе взятые.

Между тем мы знаем, что сохранение жизни и здоровья тЬтей представляет вопрос первостепенной важности, не только

— 508 —

для отдельных лиц и родителей, но и для всякого общества и государства, нуждающогося в здоровых, сильных телом и духом, гражданах.

Увеличивающаяся детская смертность и прогрессирующее уменьшение населения, неумолимо грозят полным вырождением нации.

Защита здоровья детей—вопрос государственный, стоящий на первой очереди.

Гигиена есть та наука, которая охватывает все, от предметов первой необходимости до предметов роскоши. Она вовсе не дает каких-нибудь незыблимых шаблонов, вне которых нет спасения. Главной ея задачей является приспособление основных данных науки к потребностям повседневной жизни, к потребностям как бедняка, так и богача.

Здоровье родильниц, тщательный и правильный за ними уход, их полное спокойствие, здоровое и нормальное питание—это спасение детей.

Общества, созданные по этому плану, оригинальные по своему замыслу и с каждым годом число их увеличивается все более и более.

Велико зло вырождения и, конечно, бороться с ним цетан легко, но бороться пущено.

Лучше всего выступить против него в тот момент, когда оно еще не пустило глубоких корней, когда борьба с ним еще не так страшна.

Прислушайтесь к тому, что говорят и пишут о смертности родильниц и детей, в наших деревнях и глухих местечках, о той ужасной обстановке, при которой происходит этот великий акт человеческого существования; вспомните, как происходят роды на улице, даже у пас в Петербурге, и, быть может вы сознаете, что сумерки материнства сгустились уже над нами и что помощь ему крайне необходима.

В детях — будущее человечества, — это надо чувствовать и сознавать.

Воспитание, говорит в одной из своих лекций проф. Лес-гафт, представляет собой совокупность условий, которые мы, родители, создаем для питания и роста ребенка, выработки в нем энергии к деятельности и к самостоятельному труду. По своим задачам, воспитание заключает в себе две стороны: физическую и нравственную.

Учение—есть накопление знаний и передача ребенку уже заранее добытых нами самими фактов и знаний. Дело воспитания принадлежит семье, а дело учения—школе.

Образование—есть задача выработать в человеке его нравственный образ, развить в нем совершенсвование и стремление к идеалам и ограничение произвольных, свойственных животному движений.

Эти два фактора—физическое развитие и воспитание—не разделимъ!, равным образом как и физическое и умственное развитие также не разделимы.