— 500 — Этот взгляд иашел уже отклик в юридическом мире Западной Европы и проник в проект уголовного кодекса Швейцарии, который отличается просвещенной гуманностью. Принудительное лечение ачткоголиков не основывается на умозрительном заключении и легко можете быть осуществлено, чему доказательством служит то, что оно уже в настоящее время вошло в законную силу в Канаде, Онтарио, Кубе, Новой Шотландии, Новом Брауншвейге, Манитобе, Виктории (Юго-Заиадной Австралии), Новой Зеландии и в Европе в кантоне Швейцария. Респрессия, предусмотренная -уголовным законом, не влияете сама собой, разумеется, на ограничение гражданских прав пьяниц. Опасная невменяемость алкоголиков, для окружающих, заставляете нас, в силу справедливой защиты семьи, стремиться к ограничению их личных и гражданских прав. Вопрос этот представляете первостепенную важность, в особенности в интересах преследуемой нами задачи — защиты детей от алкоголизации. Можно ли допустить, что лицо, лишенное правильных соображений, которые руководят действиями нормального человека, могло бы в то же время правильно вести свои личные дела и осмысленно заботиться о блогополучии своей семьи. Очевидно, что нет. Во многих же случаях алкоголик совершенно не способен исполнять обязанности главы семейства, хотя в обыденной жизни, к подобным явлениям не привыкли относиться серьезно. Переходя к общим мерам борьбы против алкоголизма среди детей, мы прежде всего возлагаем надежды на запрещение закона. Конечно, нам далеко еще до того. так как мы находимся еще в стадии винной монополии, которая отравляете ядом алкоголя не только взрослое население нашей родины, но толкаете и русскую женщину в объятия алкогольных паров, а подлетающее поколение—эту надежду будущого нашей родины—приучает наблюдать публичный порок их отцов и матерей. Но все же надо стучаться в эту дверь тем, кому дороги нравственные и экономические устои нашего народа. б) Преподавание начал трезвости в школе. Введение преподавания детям школьного возраста химии алкоголя, в форме наглядного изложения о вреде алкоголя в нравственном, физическом и экономическом отношениях. Безполезно убеждать людей взрослых, привыкших к спиртным напиткам, насколько это вредно, — их. все равно, не убедишь. Для борьбы против национального порока остается один только практический путь—это обращение к подроста ю-щему поколению. Здесь является возможность последовательно и настойчиво внушать учащимся, путем систематического преподавания трезвости, правильное понятие о вредном и растлевающем влиянии на человека злоупотребления спиртными напитками. | — 501 — „Необходимо снять с него покров удальства и молодечества, которыми наш народ любить покрывать этот норок. Нельзя требовать абсолютной трезвости от народа, когда он исторически и систематически отравлялся алкоголем, когда он воспитался в кабаке и питейном доме,—для этого нужно время и перевоспитание всей массы населения. О такой задаче только можно мечтать, действовать же надо пока в сфере более доступной. Необходимо принимать меры к скорейшему и систематическому отрезвлению народа, а в числе этих мер должны быть забота, чтобы подрастающее поколение на школьной скамейке познало бы истинное значение современного зла и разрушительное действие спирта на тело, умственные способности и душу человека“. Мы глубоко убеждены, что систематическое преподавание подобного курса в народных школах, подорвет значение пьянства в глазах народа и поколеблет в его среде главнейшие предрассудки о вине. Полагаем, что сказать нашим юношам о размерах современного пьянства и его последствиях — не лишнее, тем более, что занялась уже заря, настает день отрезвления, многие уже проснулись и просыпаются и теперь можно уже указать на плоды успеха в борьбе с злоупотреблением спиртными напитками, а успех этот будет еще плодотворнее, если наши юноши будут подпилены к борьбе с этим страшным народным бедствием. В этом, но нашему мнению, и заключается задача современной школы, на столько она может придти на помощь в борьбе с народным пьянством. Преподавание это введено в Соединенныха Штатах и с. Канаде, где от 16 до 17 миллионов детей обучаются тем последствиям, какия на организм оказывает алкоголь. С успехом применяемое в Америке преподавание трезвости не может не иметь блоготворного действия в России, стране молодой, стремящейся достигнуть умственного и социального прогресса, который был достигнут в других странах ценой жестокой и упорной борьбы. Преподавание это, не только в Америке и в Англии, но и во Франции ведется довольно успешно. В высших английских учебных заведениях имеется специально для этого лектор. Две лекции в неделю посвящены научному пояснению действия алкоголя и о влиянии его на народную нравственность. Лекции эти иллюстрируются картинами и таблицами. Такое же наглядное преподавание о вреде алкоголя ведется в низших школах Англии и Франции. Преподавание этих уроков поручается не посторонним, а школьным преподавателям и преподавательницам, так как они пользуются большим авторитетом и их влияние на детей более продолжительное. В учебниках и школьных уроках указывается на абсолютный вред алкоголя, даже в виде пива и вина, ядовитых |