Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1579   >>>

  

— 1579 —

только тот, кто не желает видеть и намеренно закрывает глаза на будущее.

Но одних усилий правительства и законодательных учреждений мало, слишком мало. Вырождающее нацию зло укоренилось слишком глубоко и слишком широко раскинулось. Для успешности борьбы с ним необходимо ясное и всестороннее его понимание самим обществом, необходимо общественное убеждение в настоятельной нужде устранения зла, в видах предотвращения еще более пагубных будущих последствий, нежели даже наблюдаемые нами в настоящее время. А для этого необходима возможно широкая пропаганда и периодическое, на пространстве сравнительно небольших промежутков времени, всколыхивание общественного внимания и сосредоточение его на вопросе о бедствиях алкогольной отравы и целесообразных средствах ея скорейшого устранения.

Первый Съезд кое-что сделал в этом отношении и оставил свой след. Но одного его мало, слишком мало. Необходимы периодически повторяющиеся Всероссийские Съезды но борьбе с пьянством, как это уже имеет место в остальном культурном мире, необходим также междусъездовый постоянный орган, на котором бы лежала обязанность по мере сил содействовать проведению в практическую жизнь указаний и постановлений Съездов, а также и заботы о их периодическом устройстве.

И вопрос об организации дальнейшей общественной работы но борьбе с пьянством, как один из важнейших вопросов общей его задачи, не был забыт „Первым Съездомъ". Он был возбужден в его заседаниях докладом ироф. Д. А. Дриль— „О дальнейшей организации для борьбы с алкоголизмом в период, последующий за 1-м Всероссийским Съездомъ" (прен. и постан. см. стр. 88, 89, 125—129, 193—19 ). „Настоящий Съезд не выполнил бы всей своей задачи", говорил докладчик в своем устном докладе, „если бы он не озаботился организацией дальнейшей борьбы с ужаснейшим бичем родины и не постарался бы обезпечить правильной организацией ея дальнейшого успешного развития. Закроется Съезд и, совершив крупную работу, оставит свои постановления — плод труда множества лиц, съехавшихся со всех концов земли, чтобы общим советом и думой сделать большое общественное дело. Но кто будет заботиться и прилагать усилия к исполнению постановлений Съезда и посильному проведению их в практику жизни. Члены Съезда разъедутся в разные стороны и на .место объединенного одной идеею Съезда останутся отдельные разрозненные лица. Кто же поведет дальнейшую общую работу и будет пещись о созыве необходимых последующих Съездов, чтобы сделанное не забывалось, не замирало? Неужели надо будет проделывать сначала всю ту трудную работу, которую проделал Организационный Комитет настоящого Съезда? Конечно нет. Очевидно, нашему Съезду необходимо закрепить свой труд и создать постоянную организацию, на которой бы лежала обязанность осуществления постано-

- 1580 —

влений Съезда и содействие созыву последующих Съездов в различных центрах России, чтобы особо напряженный интерес, соединяющийся с работами Съездов в ближайших к ним местностях, последовательно переходил и действовал в различных частях государства и широко распространял бы в них пропаганду идеи, вызвавшей настоящий Съездъ". Поэтому докладчик предлагал избрать в постоянное Бюро Съезда 15 лиц из его петербургских и иногородних членов и поручить этому учреждению осуществление указанных задач.

Подводя эти итоги „Первого Всероссийского Съезда по борьбе с пьянствомъ" нельзя еще раз не упомянуть об известной, не малой даже доле страстности, с которой иногда велись прения на Съезде и которая под-час вызывала значительные шероховатости и столкновения, вызывавшия, в свой очередь, так много нареканий. Конечно, полное спокойствие в обсуждении было бы значительно более желательно. Но это лишь пожелание, к которому можно было стремиться и более или менее приближаться, но осуществить которое в полной мере было решительно невозможно при обсуждении вопроса, так глубоко и часто так мучительно больно затрогивающого все стороны общественной жизни. Можно-ли указать за-границей или у нас хоть один съезд, затрогивавший более или менее жгучий вопрос общественной жизни и протекавший бесстрастно?! Страстность в таких случаяхъ—в самой природе людей.

Да и что особенно вредного принесла с собой эта страстность? В разгаре споров лишния резкия слова произносятся, не производя никаких потрясений основ, но они, в качестве таковых, также скоро забываются, как скоро и срываются с языка говорящих и затем все успокаивается, но остается та выясненная на Съезде ^подкрашенная фактическая правда, которая составляет важный вклад в дело общественного упорядочения и оздоровления. И верится, что за это остающееся минувшему Съезду „спасибо сердечное скажет русский народъ".