Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1559   >>>

  

— 1559 -

часть Верхотурского уезда, входящая в район Верхотурского казенного № ИО винного склада, выбрала водки за 1906 год: 164.535 ведер, на сумму 1.323.331 руб. 66 кои.

На бывшем 29 декабря 1906 года заседании съезда крестьянских гласных от волостей Верхотурского уезда было сделано постановление следующого содержания:

Принимая во внимание, что до введения казенной винной монополии сельския общества за разрешение виноторговли частным лицам получали весьма значительные суммы, которые употреблялись на постройки школ, общественных зданий и проч., и что развитие пьянства гибельно отражается и на нравственности населения, и на его материальном блогосостоянии, способствуя заболеваемости и требуя значительных расходов на борьбу с его последствиями (вырождение, психическия заболевания, необходимость иногда и материальной поддержки), совещание единогласно высказало пожелание просить уездную управу разработать этот вопрос с точки зрения общественной пользы, представить земскому собранию особый доклад и просить возбудить пред правительством ходатайства установленным порядком о повышении цены на вино в размере одного рубля на ведро с тем, чтобы полученная этим путем излишняя доходность от торговли вином поступала в земство для постройки школ и вообще на содействие просвещению населения, так как только путем просвещения возможна серьезная борьба c/ь народным пьянством, угрожающим всему народному блогосостоянию44.

Прежде чем формулировать таким образом свое мнение, совещание много времени посвятило обмену мнений но этому вопросу, причем выяснились точки зрения представителей крестьянского населения.

Сетования их, главным образом, сводились к тому, что общества потеряли значительный доход, позволявший им до введения казенной монополии производить значительные расходы на разные общественные дела, не прибегая к обремените иьному самообложению для каждого данного случая.

«Что самообложение особенно неприятно было потому, что трезвые, крепкие домохозяева всегда исправно вносили причитающийся с них сбор или безпрекословно выполняли работу натурой; в то же время общественники, склонные к неумеренному употреблению водки, были самыми передовыми в общественном деле элементами и не было никакой возможности получить с них сбор, так как все свои заработки они тратили на вино. Кроме того пьянство влекло за собой бедность, необходимость общественной помощи, склонность к незаконному пользованию чужим имуществом, болезни, требующия лечения, - все это увеличивало и прямым, и косвенным путем обложение трезвого, работающого населения, поселяло глухое недовольство и в конце концов создало в деревне невыносимое положение. Право запрещать торговлю вином от обществ было отнято, и в настоящее время будущее деревни, при общем ослаблении устоев и раз-

— 1560 —

вдающемся пьянстве, представляется крайне тревожным и опасным во всех отношенияхъ!

Безполезность заявлений о необходимости закрыть винные лавки и опасность открытого противодействия развитию тайной продажи вина ставят трезвое население в необходимость искать пути к ослаблению пьянства и сопровождающих его вредных последствий.

Такой мерой совещание признало повышение ценности вина, причем разность этой новой цены с прежней должна поступать на дело просвещения. Мерой этой совещание надеялось, с одной стороны, несколько понизить потребление вина, а с другой — привлечь к участию в расходах на общественные нужды те элементы, которые до сих пор являются самыми неисправными плательщиками прямого обложения. Члены совещания совершенно правильно утверждали, что петь никаких сил и средств изыскать сборы с тех пьяниц, которые, хорошо зарабатывая, никогда не приносят домой денег, оставляя их целиком в казенных винных лавках и распивая вино на улицах и площадях, к великому соблазну остального населения, особенно подрастающого поколения.

Из всех рассуждений по этому поводу видно было, что вопрос о пьянстве, — вопрос наболевший, что он становится страшно сериозным и волнует здоровые элементы народа не на шутку, а народ инстинктивно ищет способов предотвратить ужасные последствия этого величайшого общественного зла!

Нельзя не приветствовать пробуждающуюся мысль о борьбе с пьянством со стороны наилучшей части населения, непосредственно на себе испытывающей все невыгодные стороны этого вида государственных доходов и понимающей, что так дальше жить нельзя, что нужно принять такия-то меры к ослаблению.

Россия пропивает 700 милл. рублей в год, что составит, приблизительно, третью часть ея годового бюджета. Если принять во внимание потерянные вследствие пьянства рабочие дни, то расход, вызываемый этим злом, увеличивается вдвое и приобретает значение истинного народного бедствия, которое хуже чумы, холеры и даже войны, так как эти бедствия временные, сравнительно скоро проходящия, а пьянство — народное зло постоянное, вечно растущее и сопровождающееся такими ужасными последствиями, как понижение здоровья народа, его вырождение, душевные аномалии, поголовное обеднение и полное расстройство начал нрава и государственности!

Пермская губерния тратит на водку около 21 милл. рублей в год, тогда как все сметы уездных и губернских земств достигают лишь 6 милл. рублей.

Какое широкое развитие получила бы земская деятельность, если бы представилась возможность земствам собирать в свои кассы 201/2 милл. рублей на народные нужды, а народ тратил бы на водку сумму земского бюджета в 6 милл. рублей! Расход на вино в нашей губернии, как и во всей России, ежегодно