Труды первого Всероссийского съезда по борьбе с пьянством, СПб.:1910

В начало   Другие форматы (PDF, DjVu)   <<<     Страница 1554   >>>

  

— 1554 —

наглядных уроков трезвости, ревизия делопроизводства местных обществ и т. д.

Районами, кроме вышеназванного годичного собрания, устраиваются и другия общия собрания, на которых обсуждаются и другие общие вопросы, касающиеся деятельности районых обществ, так называемые „дни трезвости", на которые доступ имеют все и не-трезвенники, и курсы трезвости, главным образом для деятелей местных союзов. На курсах трезвости обучают: алко-голологии, чтению рефератов, декламации, преподаванию трезвости детям, играм и т. и. На курсах в качестве преподавателей и руководителей в большей части случаев участвуют и секре-тарь-инструктор детского движения или кто-нибудь из членов центрального управления.

В начале работа районных комитетов сильно затруднялась из-за недостатка средств, на добывание которых уходило много энергии и времени. В последние годы центральное управление, пользуясь увеличенной правительственной субсидиею, помогало деньгами и районам, давая последним, таким образом, возможность нанимать большее число инструкторов-специалистов. Поддержал идею о субсидировании районов и Финляндский f-ейм, назначив в текущем году каждому району по 1.000 марок ежегодной субсидии.

В пределах районов действуют местные общества. В задачу последних входит антиалкогольная пропаганда в настоящем смысле этого слова, так как именно они непосредственно действуют среди широких масс населения. Когда впервые начали устраивать агитационные рефераты, в деревне, пропагандисты переезжали из одного села или деревни в другую и устраивали общества трезвости. Въ* агитационных рефератах часто напирали на религиозные чувства людей и старались действовать на совесть и любовь к ближнему, указывая на всем знакомые картины разврата и опустошения. Вскоре, однако, поняли, что антиалкоголизм движение не религиозное, а общественное, хотя в нем могут принимать участие и религиозные элементы. Последствием этого было, что начали выпускать и распространять среди .населения научную литературу, освещающую .влияние крепких напитков на организм и духовные способности человека и общественное значение алкогольного вопроса. Блогодаря этой литературе народ основательнее познакомился с идеею трезвости, что дало возможность пропагандистам, в свой очередь, основательнее и глубже входить в положение вопроса. Так как пили не только в селах, но в отдаленных и находящихся в глуши деревушках, то надо было и в последния понести идею трезвости. Прилежные общества трезвости стали делать на последния так называемые „нашествия44 и устраивать в них трезвые увеселительные вечера, на которые приглашали жителей деревни. На вечерах этих обыкновенном один голос поют народные песни, говорятся речи, читаются рефераты, представляются диалоги, декламируйте стихи и т. д. Прежде всего

— 1555 —

стараются достичь, чтобы иарни и девушки привыкли к этим вечерам и научились бы на них кое-чему новому. Раньше деревенская молодежь собиралась только для танцев. На вечерах, устраиваемых трезвенниками, их приучали слушать и учиться. Чтобы привлечь эту простую молодежь, местные деятели должны были^ вдуматься в их психологию и вообще подделаться под общий их простой тон. Таким образом но всей Финляндии удалось навербовать целые полчища народа, мужчин и женщин и увлечь их на общую работу в пользу трезвости.

Городским обществам трезвости и обществам в местностях с сравнительно высоким уровнем образования приходится работать в более блогоприятных условиях. Устраиваемые ими вечера в смысле эстетическом и научном предлагают больше, а семейные их вечера привлекают своею уютностью. Городскими обицествами часто устраиваются также и так называемые „дебатные собрания14, на которых обмениваются мнениями но вопросам трезвости, а также и но другим злободневным вопросам. Последния собрания в известной мере являются „школой парламентаризма44.

Итак, практическая антиалкогольная пропаганда в Финляндии была работой просвещения и воспитания народных масс, разбудившая широкие слои населения от сна индифферентности. Работа эта, требующая большой энергии, неутомимости и силы при длинных поездках в морозы и непогоду по суровым и пустынным местностям Финляндии, тяжела, но достигаемые ею результаты все-таки оживляют деятелей.

Чтобы дать действительно полезные результаты, пропаганде трезвости должна вестись основательно и требует от занимающихся ею известных знаний. Для уделения последних обществом „Друзей Трезвости“ устраиваются курсы трезвости с экзаменами: 1) общие курсы и 2) курсы специально для учителей трезвости. Экзамены, соответственно степеням образования экзаменующихся, разделяются на 3 разряда: высший, средний и низший. Лицо, сдавшее экзамен высшого разряда, считается хорошо знакомым с делом трезвости. Таким образом между прочим удалось подготовить и хороших агитаторов трезвости.

Образ деятельности местных обществ зависит прежде всего, конечно, от местных условий. Не имея возможности подробнее остановиться на формах этой деятельности, я хотел бы еще упомянуть о так называемых „семейных вечерах44, на которые члены обществ собираются по вечерам как члены одной семьи, чтобы вместе проводить время. Вечера эти заметным образом повлияли на повышение нравственности финского народа. Кстати замечу, что вопрос о нравственности является одной из важных отраслей в деятельности „Друзей Трез-востн*. *

Несколько лет тому назад общества трезвости ринулись в борьбу даже печатью. Большинство финских газет всегда относились сочувственно к антиалкогольному движению, свободно